16 февраля в БАГСУ состоялся круглый стол, посвященный обсуждению книги немецкого исследователя Мартина Шойбле «Джихад: террористами не рождаются». Документальное исследование посвящено теме возникновения терроризма «на пустом месте» в Германии. Но во многом эту информацию можно рассматривать и применительно к России.
Трудное детство
Автор книги приехал в Уфу и представил свое издание собравшимся, среди которых были политологи, общественные деятели, историки, представители религиозных общин, вузов и студенты. Мартин Шойбле рассказал, почему он решил написать это исследование. По его словам, еще пару десятилетий понятие «джихад» воспринималось немецкими людьми как нечто далекое, происходящее в другой части планеты. Это было до тех пор, пока в Германии не произошла серия терактов с участием террористов-смертников, которые были немцами.
На примере героев книги Мартин Шойбле и пытается понять, что толкает обычных людей из обычных семей на совершение чудовищных преступлений против человечества.
Один из героев его книги Даниэль – осужденный за попытку организации теракта молодой человек – родился и вырос в самой обычной семье. Правда, с самого детства его преследовали потрясения: сначала его родители развелись, затем его мать пыталась покончить жизнь самоубийством на его глазах, в школе его тоже преследовали неудачи. В конце концов он знакомится с человеком, который постепенно вводит его в идеологию терроризма. Что примечательно, Даниэль – католик и даже прислуживал в церкви, но он меняет религию, становится мусульманином. Но, по мнению Мартина Шойбле, конечно, совсем не религия виновата в том, что молодой человек решает стать террористом. Просто в главаре террористической группировки он нашел того авторитета, которому хочется доверять и беспрекословно слушаться. Как и любого юношу в таком возрасте, его мучили разные вопросы, в том числе и о смысле жизни, но он не находил на них ответы самостоятельно. «А радикалы помогли ему найти простые ответы, – говорит Мартин. – Жаль, что люди, которые могут позиционироваться в обществе как авторитеты, чаще доступны для молодежи именно в радикальной среде».
Сейчас Даниэль в тюрьме. Там он осознал, какую непоправимую ошибку мог совершить, и понял, что его арест и заключение – это дар бога, который не хотел совершения преступления. В тюрьме Даниэль отказался от своих радикальных взглядов и проповедует традиционный ислам своим сокамерникам. Что примечательно, он нашел себе нового наставника. Им стал его адвокат, который проникся к Даниэлю сочувствием и помог ему пережить внутренний кризис и наставить его на верный путь.
Как предотвратить?
Средний возраст задержанных в 2014 году по подозрению в экстремизме – 27 лет.
Мартин Шойбле также называет еще несколько причин, почему «хорошие парни» связываются с радикальными группировками. Это некая романтизация образа мученика, тяга к приключениям, возможность путешествия (часто террористов вывозят куда-то для обучения «азам» подрывной работы).
Мартин Шойбле говорит о необходимости усилении работы социальных работников. Ведь, как потом оказалось, в школе Даниэля некоторые учителя замечали, что ему плохо, что он страдает, но не находили времени или желания разобраться в проблеме, помочь ему.
Политолог Владимир Савичев высоко оценил работу Мартина Шойбле именно с точки зрения практики. По мнению эксперта, книга прекрасно показывает, как молодые люди в буквальном смысле попадаются на удочку террористов и губят свои жизни. Однако идею с усилением социальных работников воспринимает с сомнением. «По-настоящему помочь человеку может только тот, кто его по-настоящему любит. Его родители, друзья, близкие», – говорит Владимир Савичев. Профессиональные вербовщики пользуются психологической незащищенностью молодых людей, входят в доверие и ломают их. По этой схеме работают не только радикальные исламисты, но и другие группировки, которые прикрываясь религиозными или идеологическими лозунгами, решают свои политические и экономические вопросы.
Религия ни при чем
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что религия не имеет никакого отношения к терроризму. Заместитель руководителя администрации ЦДУМ России Артур Сулейманов заметил, что радикалы нарочно искажают религиозные термины, подменяя понятия. Так, понятие «джихад» – это «усердие на пути к Всевышнему». Существует понятие не только малого джихада, когда воины защищают землю с оружием в руках, но и понятие большого джихада – это борьба с самим собой, со своими страстями.
Директор Института этнологических исследований Р. Г. Кузеева УНЦ РАН Айслу Юнусова говорит о необходимости появления образца для подражания у сегодняшней молодежи, пока же в обществе мы видим лишь дегероизацию. «Важно обратить внимание на семью. От нас самих зависит, какие мы папы, мамы, братья и сестры», – отмечает Айслу Юнусова. Все участники круглого стола согласились, что огромное количество проблем современной молодежи (не только такие глобальные, как терроризм) вырастает от непонятости, от недоуслышанности в семье. Необходимо воспринимать молодежь всерьез, не возводить никаких барьеров в общении, а научиться слушать и слышать ее.
Фото: Фото пресс-службы БАГСУ