В Уфе сотрудники ФСБ прямо на рабочем месте заковали в наручники замруководителя Управления дорожного хозяйства Башкирии Ильшата Ишмуратова. Ему уже назначили домашний арест на время следствия. Рассказываем, что известно о задержанном.
Информации нашлось немного, но нам удалось узнать, что в 2005 году Ильшат Ишмуратов окончил Уфимский государственный университет экономики и сервиса — факультет экономики и менеджмента.
А до работы в Управлении дорожного хозяйства чиновник, вероятно, работал в «Башкиравтодоре»: в 2011 году некий Ильшат Ишмуратов рассказывал про северный объезд Затона (ныне известный как Затонское шоссе).
— В проекте не только одна лишь прямая трасса. Вместе с дорогой мы строим несколько транспортных развязок и боковых проездов, а также подъездные дороги к Михайловке и другим ближайшим селам. В общей сложности протяженность трассы вместе с ответвлениями составит 21 километр, расчетная ширина земляного полотна — 36,5 метра, — рассказывал Ишмуратов, являвшийся ответственным за участок.
Именно «Башкиравтодор» строил эту дорогу и привлекал к работе спецов из Уфы и 15 районов Башкирии.
В то же время директором Гафурийского ДРСУ одно время был Флюр Ишмуратов, а отчество задержанного — как раз Флюрович. Также Флюр Ишмуратов возглавлял некоммерческое партнерство «Дорожники Башкортостана», следует из данных «Контур.Фокуса». Организация появилась в 2006 году.
В 2010 году она судилась с «Башкиравтодором»: тот якобы задолжал 182 миллиона рублей. «Дорожники» дело проиграли: вексель со стороны «Башкиравтодора» подписали не те люди, которые должны были, поэтому в данном случае претензии недействительны. В 2018 году «Дорожников» ликвидировали по решению суда, потому что они два года не отчитывались перед Минюстом.
Кстати, именно «Дорожники Башкортостана» вместе с «Башкиравтодором» являлись владельцами районных ДРСУ. Сейчас эти строительные управления являются филиалами компании.
В 2013 году Ленинский районный суд Уфы рассматривал жалобу на решение мирового судьи: тот лишил водительских прав за пьяное вождение полного тезку Ильшата Ишмуратова. Удача была на его стороне: суд отменил решение, потому что нормы по алкоголю изменились.
В дальнейшем след карьеры Ильшата Ишмуратова обрывается. Вновь он появляется на публике в 2019 году, когда попытается уйти в собственный бизнес. Тогда он зарегистрировал ИП с видом деятельности «строительство автомобильных дорог». Чуть больше чем через год Ишмуратов свернул свое дело. Зарегистрировано оно было в Гафурийском районе.
Зато уже в 2021 году Ишмуратов уже стал заместителем руководителя Управления дорожного хозяйства по содержанию и эксплуатации дорог. УДХ — это такая структура от Минтранса Башкирии, которая неизвестно чем занимается: на сайте организации информации об этом нет никакой. По факту управление отвечало за состояние дорог в регионе.
В обязанности Ишмуратова входила организация работы по заключению контрактов на работы по содержанию автодорог.
— В функциональные обязанности заместителя руководителя входит осуществление организации работы по заключению контрактов на выполнение работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, осуществление общего контроля за выполнением работ, соответствием объема, качества, стоимости и сроков выполнения условия-договора, руководство работой по составлению и заключению договоров на содержание дорог, — приводится отрывок из его должностной инструкции Кировским районным судом.
В 2021 году Ишмуратов комментировал нанесение разметки на дорогах.
— Особое внимание уделяется качеству исполнения работ и самих материалов. Все применяемые материалы: краска, термопласт до нанесения на дорогу испытываются в Испытательном центре ГКУ УДХ РБ. Обязательно проводится замер показателей коэффициентов световозвращения в темное время суток и светоотражения при дневном или искусственном освещении, — говорил он.
Следующее упоминание было в мае 2022 года. Про Ильшата Ишмуратова говорил его начальник Артем Шахмалов (он и ныне возглавляет УДХ РБ): тогда он вместе с заместителями ездил в Дюртюлинский район и участвовал там в семинаре с руководителями дорожных предприятий.
— Говорили об особенностях устройства современных асфальтобетонных покрытий, технологиях содержания автодорог. В рамках мероприятия также ознакомились с работой новой дорожно-строительной техники, — писал Шахмалов.
В июне 2022 года руководитель УФАС Башкирии оштрафовал Ишмуратова на 15 тысяч рублей за ограничение конкуренции органами власти. По данным Кировского районного суда Уфы, УДХ Башкирии разместило закупку на содержание дорог сразу в нескольких районах, чем могло ограничить конкуренцию.
Суд прямо указывает, что УДХ сделало всё, чтобы помочь «Башкиравтодору».
— Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов, созданию АО «Башкиравтодор» преимущественных условий при исполнении принятых обязательств приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, — говорится в решении.
Ишмуратов не соглашался с этим и подал жалобу, где написал, что все закупки были согласованы с главой Башкирии — Радием Хабировым.
— В ходе размещения заказов получены все необходимые согласования, включая согласование главы Республики Башкортостан, на заключение государственных контрактов по содержанию автомобильных дорог, — говорится в решении суда.
Вновь на публике Ишмуратов появился в конце 2023 года. Глава ЦУР Башкирии Елена Прочаковская (ныне находится под следствием) оговорилась, представив его как сотрудника «Башкиравтодора», но потом поправилась и назвала его официальную должность. Ей замруководителя УДХ рассказывал, что в сезон 2023–2024 года для уборки снега подготовили 900 единиц техники.
— Практика прошлых лет показывает, что этого количества нам хватает даже в случае чрезвычайной ситуации. Если что, можем сгруппировать с нескольких районов технику, но таких проблем не ожидаем, — сказал он.
Также Ишмуратов рассказывал про ситуацию на «Тещином языке» — опасном участке на Белорецкой трассе, где регулярно застревают грузовики. Он уверял, что песка и соли прям там достаточно, чтобы в случае чего отсыпать дорогу. Иногда случается так, что, когда заторы на трассе образовываются, проблемы решает ГИБДД, привлекая дорожников к работе. Вдобавок Ишмуратов сказал: людей и техники нам хватает.
По совпадению, на той же передаче ЦУРа выступал и Александр Клебанов, ныне уже бывший министр транспорта — и тоже находящийся под следствием.
Также мы нашли информацию, что Ишмуратов выступал в УГНТУ вместе с Иреком Ялаловым и представителями дорожной отрасли. Тема разговора — перспективы кадрового обеспечения реализации программы «Мосты и путепроводы».
Сколько зарабатывал Ильшат Ишмуратов и вообще УДХ Башкирии — неизвестно. Раздел, в котором публикуются декларации, пуст. Несмотря на указ президента о том, что чиновникам на время СВО можно не отчитываться, старые декларации всё равно должны были сохраниться.