34-летний Артур Каримов (имя изменено. — Прим. ред.) из башкирского города Ишимбая рассказал UFA1.RU, что после возвращения с СВО уже полгода пытается добиться от Минобороны выплат за тяжелое ранение. По словам Каримова, его завербовали, когда он отбывал наказание в колонии за двойное убийство.
Редакция UFA1.RU изменила имя героя публикаций, потому что в тексте ниже будут рассказаны личные подробности его жизни, в частности о болезни. В то же время, если правоохранители захотят разобраться в истории «Артура» и помочь ему, мы готовы предоставить его данные и все собранные нами материалы.
Джентльмен удачи
Артур рассказал, что в колонию его посадили за убийство. В картотеке Верховного суда Башкирии UFA1.RU нашлось его дело, в котором преступление описано подробно. Но прежде, чем рассказывать о нем, стоит отметить еще одну нашу находку — дело Каримова, которое рассматривалось в Ишимбайском суде в 2012-м.
Как следует из судебного акта, в феврале того года Артур выкрал из чужой квартиры крупную сумму денег (точный размер удален из картотеки. — Прим. ред.). Его признали виновным и приговорили к полутора годам заключения в колонии общего режима.
Однако спустя 4 месяца он подал апелляцию на приговор и добился освобождения. Да только в конце года он снова пошел на преступление — это дело тоже описано в Ишимбайское судебной картотеке.
На этот раз Артур попытался угнать машину. Как установил суд, он проник в авто, но завести его не смог и тогда просто разбил лобовое стекло и ушел. Сначала его приговорили к 20 месяцам лишения свободы, но на апелляции срок сократили вдвое.
Вышел Каримов в декабре 2013-го и уже спустя две недели убил двоих человек.
«Учебка две недели — и на фронт»
Это дело Артура сохранилось в картотеке Верховного суда Башкирии, а также о нем в 2013 году рассказывали в республиканской прокуратуре. Как установили силовики, во время попойки со знакомыми собутыльник оскорбил Артура. Тот сначала ударил приятеля кулаком в лицо, а потом забил стулом.
В это время в квартире находилась еще и женщина. Артур, чтобы скрыть, как отмечали правоохранители, убийство, прикончил и ее — так же забил стулом. Дали ему за это 19 с половиной лет заключения в колонии строгого режима. В мелеузовской ИК-7 на 10-м году отсидки, по словам Артура, он получил предложение вступить в участвовавшее в СВО добровольческое подразделение «Шторм Z».
— Они искупают кровью свое преступление на поле боя, — говорил в ноябре 2023 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков наборе заключенных в военные добровольческие отряды. — Искупают кровью в штурмовых бригадах, под пулями, под снарядами.
Как пояснил Каримов в разговоре с UFA1.RU, его в предложении военных привлекло обещание амнистии. Сначала разговор шел о сроке службы в полтора года, но потом его уменьшили до 6 месяцев.
— Я оставил в колонии 9,5 года, — рассказал Артур. — Пришел полковник в колонию, нас собрали и предложили подписать контракт. Там же подписали документы, кому выплатить деньги в случае, если ты «груз 200» (термин, используемый военными для обозначения погибших. — Прим. ред.). В Дзержинске контракты подписали, а потом поехали в ангар, там одели и обули нас. Три дня пожили в ангаре и поехали в учебный полигон. Учебка длилась две недели — и на фронт. Перед отъездом нам снова дали на подпись контракты, там уже не на полтора года, а на шесть.
По словам Каримова, в его отряде все были из колонии — либо сидельцы, либо бывшие сотрудники ФСИН. После двухнедельной подготовки бойцов отправили в зону СВО.
«Шли втроем, двоих убило»
По словам Артура, его штурмовая бригада базировалась в Донецкой Народной Республике. Там он успел пробыть 2 месяца — до июля, когда его отряд отправили вернуть потерянные позиции.
— Чтобы украинцы не заняли место, отправили троих — в том числе и меня. Мы шли друг за другом в одном ряду, я шел последним. ВСУ из автоматов начали стрелять по нам, двоих, кто шел спереди, сразу убило, а я успел залечь и пополз обратно. Тут уже начали из минометов стрелять, летали дроны, и я кое-как дополз до позиции. В итоге меня эвакуировали, я потерял сознание, очнулся уже в госпитале в Луганске, — рассказал Каримов.
По его словам, при обстреле он поранил пальцы, ноги и висок, который, как говорит Артур, ему раздробило. В Центральном военном клиническом госпитале имени Вишневского бойцу выдали справку от Минобороны, в которой указывается его принадлежность к штурмовой роте Z и наличие у него осколочного проникающего черепно-мозгового ранения с переломом лобной кости, а также ушиба головного мозга средней степени тяжести.
Ко всему прочему, в больнице, по словам Каримова, у него обнаружили гепатит.
— Я не знаю как, — говорит он. — Я 10 лет в колонии просидел, и у меня такого вообще не было. Там каждый год берут кровь на анализы на СПИД, на ВИЧ, а также на гепатит.
По словам Артура, следующие четыре месяца он провел в госпиталях.
— Сначала Луганск, меня привезли туда без сознания. Потом в Ростов, оттуда — в Красногорск, операцию сделали и отправили в Одинцово, оттуда — в Сергиев Посад, дальше — в Енакиево, это уже ДНР, а из Енакиево — в Новочеркасск, — рассказал он.
По итогу его признали инвалидом третьей группы. Напомним, что третью группу инвалидности присваивают людям с незначительными ограничениями в функциональности, но для которых выполнение определенных задач является сложным.
«Как они не знали, что я был раненый?»
Пока Каримов проходил лечение, истек и срок его договора с Минобороны. Бойца отправили в Ростов-на-Дону оформить документы, но там возникли проблемы. Артура не устроил размер выплаты.
— Всего получил 600 тысяч [рублей] наличными, — говорит он. — Это была зарплата за 6 месяцев, а обещали 204 тысячи в месяц. В Сергиевом Посаде мне дали справку о тяжелом увечье. Главврач мне сказала, что за это будет единовременная выплата от части в 300 тысяч. Я справку отправил, и мне прислали 300 тысяч. Всё, больше я ничего не получал вообще. Получается, всего 900 тысяч.
По словам Артура, с жалобой о недостаче он обратился в свою войсковую часть в Ростове-на-Дону, а также в уфимскую военную прокуратуру. От ростовчан пришел официальный ответ, в котором с обращениями по вопросам начислений и льгот отряда Z посоветовали обращаться в финансовую службу другой войсковой части.
В другом письме из той же ростовской части, которое предоставил Каримов, от имени командира сообщается, что у банка, занимающегося выплатами участникам СВО, отсутствует договор на страхование граждан, пребывающих в составе добровольческих формирований, а единовременные выплаты не предусмотрены. При этом, как отмечает Артур, в остальных письмах (которые тоже предоставил он сам) подтверждается, что на службу его оформляли именно в этой части.
В том же письме якобы от командира заявлено, что в часть не поступали документы, подтверждающие ранения у Каримова. Ему посоветовали обратиться в военно-медицинское учреждение для определения тяжести ранения.
— Изначально нас из колонии забирало Министерство обороны, а сейчас говорят, якобы в Минобороны не знают, что вы были ранены. Как они не знали, что я был раненый, если я в госпиталях от Минобороны лечился 4 месяца? — возмущается Артур. — Я с адвокатом консультировался, он сказал, что мне за тяжелое [ранение] положены выплаты в 3 миллиона рублей.
Напомним, в указе президента РФ от 3 августа 2023 года заявлено, что на компенсацию имеют право все члены добровольческих формированиях в вооруженных конфликтах. В частности, согласно документу, в случае тяжелого ранения положены 313 тысяч рублей, инвалидности I группы — 2,3 миллиона рублей. 3,1 миллиона, о которых говорит Каримов, выплачиваются за гибель.
Артур Каримов настаивает, что ему положено больше, чем 900 тысяч рублей. Сейчас он живет в Ишимбае вместе с женой и, по его словам, работать из-за инвалидности не может. Кроме того, у Артура, как он сам признается, до сих пор нет военного билета, поскольку его слишком долго восстанавливают.
UFA1.RU также направила запросы в уфимскую военную прокуратуру, чтобы прояснить, действительно ли Артур может рассчитывать на заявляемую им сумму компенсации.