После чудовищной трагедии, которая произошла сегодня, 11 мая, в казанской гимназии № 175, журналисты UFA1.RU решили проверить безопасность школ в Уфе. Как выяснилось, проникнуть в учебное заведение при большом желании не составит труда. Для большего правдоподобия на «задание» редакция отправила мужчину — видеоредактора со штативом в черном футляре (штатив — устройство для крепления видеокамеры. — Прим. ред.). Кое-где, после указания «свыше», руководство школ уже было настороже и проверяло всех входящих в здание, а где-то преступник с легкостью мог бы повторить татарстанский теракт.
Как прошел эксперимент и кто охраняет учеников, пока те на уроках, читайте в материале журналистов UFA1.RU.
Школа № 95
Первым делом мы отправились в школу № 95 на улице Ленина. Взяв с собой штатив в черном длинном футляре, мы с легкостью вошли в здание. На входе не оказалось ни одного сотрудника учебного заведения, от слова «совсем». Охранника или вахтера здесь будто бы никогда и не водилось, однако внутри было что-то похожее на пост: столик с журналом посещений. Мы спокойно, громко разговаривая, прошли к парадной лестнице, которая вела на второй этаж. В помещении было тихо — шли уроки. Как позже выяснилось, начальные классы уже ушли домой, старшие ребята находились в классах.
Мы прошлись по коридору второго этажа — из-за закрытых дверей доносились голоса учеников. Дверь в кабинет директора была открыта. Однако прежде на нас глянула женщина в форме, немного похожей на ту, в которой ходят охранники. Она была занята беседой с другой женщиной и лишь поинтересовалась, кого мы ищем. Мы сказали, что нам нужен руководитель. Нам указали на ту самую дверь администрации школы. Директор Алима Салаватова была застигнута врасплох и стала возмущаться, что находится в черном футляре, который держал наш журналист.
— Вы как сюда попали? — вдруг огрызнулась женщина и отправилась вместе с нами вниз к пропускной.
Вероятно, директор уже была в курсе трагедии в Казани и была крайне возмущена безобразием, которое творилось в ее школе. Сразу же Салаватова, подобно истинному руководителю, стала ругать охранницу — молодую женщину в тапочках, которая вдруг появилась из дальней комнаты, смачно жуя остатки пищи.
— Я отошла поесть и попить, даже если бы к нам ворвался преступник с оружием, он бы мне один раз по голове треснул и я бы упала. У нас нет оружия, никаких средств обороны, что я могу сделать? — стала оправдываться она. — Всё, я пошла домой, сами разбирайтесь.
Директор открыто попросила не «подставлять» ее, ибо «сверху» прилетит выговор. Однако не давала покоя мысль о том, что, пока директор перебирала бумажки в своем кабинете, а охранница ела в маленькой каморке свой обед, желающий устроить расстрел учеников уже давно бы совершил свой умысел.
Гимназия № 39
Учебное заведение в Казани — это гимназия, чей бывший выпускник, по одной информации, был зол на учеников, учителей и решил избавиться от «биомусора». Отправились в местную гимназию и мы — № 39 на улице Достоевского в Уфе. Электронный замок на калитке стал нашим первым препятствием к учебному заведению. Поскольку у нас не было ключа, мы дождались ученика, который бежал домой с уроков. Щелкнул замок, и мы оказались на территории школы. На входе нас едва не снесла толпа ребят, которые вслед за мальчишкой устремились на выход. У дверей в школу была установлена рамка металлодетектора, которая пропищала, когда мы всё с тем же футляром прошли через нее. Чуть дальше нас уже ожидало руководство гимназии чуть ли не всем составом, которое, на первый взгляд, лишь делало вид, что соблюдает правила безопасности.
Нас, разумеется, всё же развернули. Хотя изначально мы придумали легенду: нас пригласили для съемки выпускников для школьного альбома. Сразу пошли вопросы: «Кто?», «Позвоните, чтобы вас встретили». Короче говоря, нашу проверку элитная (в народе) гимназия прошла. Вероятно, в данное учебное заведение и вправду сложновато проникнуть незамеченным, ибо там учатся дети политиков, бизнесменов, так сказать, золотая молодежь.
— Мы никогда не пропускаем чужих, тем более сейчас трагедия в Казани произошла, нужно быть наготове, — внезапно произнесла женщина в строгом костюмчике, а рядом с ней жалась старенькая женщина — охранник.
Давайте будем честны, если человек с автоматом зайдет в здание, как это было в соседнем Татарстане, никакая строгая тетя или ворчливая старушка на входе его не остановят. Кстати, что находится в нашем черном футляре, так никто и не спросил.
Школа № 44
К тому моменту, когда мы подъехали к полилингвальной школе № 44 на Революционной, кажется, уже все знали о страшных событиях этого дня. Старенькие охранники — мужчина и женщина — стояли наготове, выставив вперед грудь. Наша «легенда» не сработала и на этот раз. Не беремся судить, однако и эти двое не остановили бы массовую катастрофу.
— Мы никого не пропускаем, сами понимаете, сейчас вообще страшно. А вот что у вас там в сумке? — начал атаковать нас охранник и проводить металлодетектором по футляру со штативом. — Открывайте быстро. Вон, стреляют в Казани, а тут вы со своей бандурой пришли. Знаете, почему так происходит? Выборы скоро.
К слову, данную школу после реконструкции в 2019 году посещал глава Башкирии Радий Хабиров. Он тогда восхитился ремонтом и современными технологиями, делал большой упор на программу обучения во время разговора с директором. Однако в беседе не было ни одного упоминания о системе безопасности, которая бы обеспечила учеников спокойным пребыванием на территории. По крайне мере, в докладе пресс-службы мэрии Уфы этой информации нет. Что мы сейчас имеем — пенсионеров на входе.
Школа № 41
В пафосной гимназии, мы уже поняли, за входом следят — по крайней мере, мы остались за порогом. Как и в предыдущей школе, которую похвалил глава региона. Поэтому мы решили отправиться в простое общеобразовательное учебное заведение тоже на улице Достоевского — в школу № 41. Небольшое здание, небольшой вход и суровый охранник на посту. Опять же — пенсионер. На двери был электронный замок, но мы прошли спокойно вместе с учащимися. Правда, через пару секунд раздался громкий ор и нас быстро развернули и даже выгнали в «предбанник».
— Ничего не знаю, идите отсюда, вы здесь не учитесь? — вдруг спросил мужчина, словно остыв. — Если нет, то всё, никаких вам фотографий, детей вон убивают в Татарии, а вы тут шляетесь.
После громкой речи дверь захлопнулась у нас перед носом. Вот только черный гигантский футляр со штативом он даже не догадался проверить, хотя на входе рамка металлодетектора безбожно пищала на всю школу.
И напоследок...
Подведем итог нашего эксперимента. Мы, в силу своей профессии, бываем в школах не так редко. Пройти туда, как бы это грустно ни звучало, довольно легко. Достаточно надеть костюм, да и блузочку, и можно легко смешаться с толпой учеников. Преступник с любыми намерениями сможет обезвредить охранника на входе мгновенно, и никакое ворчание людей преклонного возраста тут уже не поможет. В казанской гимназии тоже на входе сидела женщина, которая была ранена, но, к счастью, успела нажать на тревожную кнопку.
Напомним, сегодня в гимназии № 175 в Казани произошло массовое убийство учащихся прямо во время уроков. Трагедию мы освещаем в режиме онлайн. В результате трагедии, по последним неподтвержденным данным, погибли 11 человек. Более 20 — ранены и находятся в больнице, 8 из них — в тяжелом состоянии. Среди них дети от 7 до 15 лет. По массовости данное ЧП под стать трагедии в школе «Колумбайн», штат Колорадо в США, в 1999 году. Тогда два ученика старших классов расстреляли 13 человек и ранили 23, а после покончили с собой.
Редакция UFA1.RU выражает соболезнования родным и близким погибших детей. Мы скорбим вместе с вами.
В апреле 2018 года в Стерлитамаке ученик устроил резню в школе. На это его подтолкнула травля сверстников.