В последние месяцы федеральный закон о госрегистрации недвижимости и ряд связанных с ней законодательных актов перетерпели множество изменений. Как пояснили в башкирском отделении Росреестра, поправки существенно упростили порядок оформления имущества. В ведомстве подробно рассказали о том, как система работает сейчас.
О самых главных изменениях читайте в удобных карточках UFA1.RU.
- О сроках оформления недвижимости в Башкирии
- О сборе и подаче документов
- Об обращении в Росреестр через МФЦ
- Об оформлении недвижимости в наследство
- О регистрации сделки с ликвидированными юрлицами
- О том, кто может подать документы
- О личном кабинете
- О скидках для пользователей личного кабинета
- О том, как быстро получить выписку из ЕГРН
- Куда обращаться, если остались вопросы?
О сроках оформления недвижимости в Башкирии
— В Башкирии сегодня регистрация прав проводится в течение 7 рабочих дней, постановка на кадастровый учет — 5, а единая процедура учета и регистрации — 10. При подаче документов через МФЦ добавляются еще 2 рабочих дня, — сообщили в Росреестре. — При электронном способе подачи документов срок регистрации — 2–3 дня. Заявления предпринимателей и юридических лиц, обращающихся за услугами Росреестра через МФЦ, рассматриваются в сокращенный срок — не более 5 рабочих дней.
О сборе и подаче документов
Процедуру сбора необходимых документов заметно упростили — теперь бегать по инстанциям не придется.
— Гражданам и предпринимателям больше не требуется предоставлять в Росреестр документы, выданные другими государственными или муниципальными органами, — пояснили в ведомстве. — Специалисты запрашивают их сами в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Об обращении в Росреестр через МФЦ
— С февраля 2021 года для оформления сделки не нужно выезжать в другой регион, где размещается недвижимость. Это можно сделать удаленно, по экстерриториальному принципу, обратившись в любой офис МФЦ, — рассказали в Росреестре. — То есть, к примеру, не выезжая из Уфы, вы можете купить квартиру в Анапе или любом другом городе страны.
В ведомстве добавили, что изменился и срок хранения документов в МФЦ: его продлили с 30 до 45 дней для удобства граждан и предпринимателей, которые не успевают забрать их в установленный срок.
— Срок передачи документов, подготовленных в рамках выдачи сведений из реестра недвижимости через МФЦ (в виде выписок, копий документов), сокращен до одного рабочего дня с даты их подписания, — уточнили в Росреестре.
Об оформлении недвижимости в наследство
— В случае ликвидации объекта недвижимости и в случае смерти его владельца с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости может обратиться его наследник до вступления в наследство, — пояснили в Росреестре. — Ранее в подобном случае наследник обязан был принять в наследство уже по факту несуществующий объект недвижимости, сведения о праве на который содержится в ЕГРН, зарегистрировать право собственности на него, уплатив госпошлину, и уже после этого обратиться за снятием с кадастрового учета данного объекта как несуществующего на основании акта обследования.
О регистрации сделки с ликвидированными юрлицами
Раньше такие вопросы решались через суды — теперь покупателям стало проще оформить недвижимость в подобной ситуации.
— Ранее Росреестр отказывал в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец либо ликвидирован, либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо, — сообщили в Росреестре. — Сейчас в таком случае к заявлению нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ, которая подтверждает ликвидацию продавца или его исключение из реестра и документы об исполнении сторонами обязательств по договору (документы об оплате, акт приема-передачи и т. п.).
О том, кто может подать документы
Помимо самого гражданина или его представителя, по доверенности обратиться в Росреестр могут и органы власти или местного самоуправления.
— Это касается случаев, когда право возникает на основании акта этих органов, — пояснили в ведомстве. — При этом они обязаны направлять эти документы за заявителя именно в электронном виде и при этом благодаря новым поправкам в закон о регистрации данные органы могут заверять эти документы своей электронной подписью в одностороннем порядке, а также гражданин или предприниматель в таком случае могут не уплачивать госпошлину.
Также направить документы на учет может и кадастровый инженер, проводивший соответствующие работы, для этого ему не нужна доверенность. Ранее такие действия осуществлять могли только правообладатели. Также заявление за гражданина может подать и нотариус. Срок регистрации в этом случае — один рабочий день.
О личном кабинете
— На портале Росеестра функционирует личный кабинет правообладателя, в котором собственники могут просматривать всю необходимую актуальную информацию о принадлежащих им объектах недвижимости, — сообщили в ведомстве. — Для того чтобы войти в личный кабинет правообладателя, достаточно ввести логин и пароль от учетной записи портала «Госуслуги».
Как пояснили в Росреестре, с помощью сайта пользователи могут контролировать принадлежащие им объекты недвижимости, что позволяет снизить риск мошенничества. Также в личном кабинете можно получить и различные госуслуги.
О скидках для пользователей личного кабинета
— Скидка по госпошлине 30% действует для физических лиц, обращающихся в Росреестр электронно через личный кабинет на портале, — рассказали в ведомстве. — Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно. Также, в случае если право на недвижимость возникает у нескольких собственников одновременно, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (т. е. сумма госпошлины делится по числу участников сделки, приобретающих права).
О том, как быстро получить выписку из ЕГРН
— Выписку можно заказать через портал Росреестра, а также через портал госуслуг, — пояснили в Росреестре. — Электронная выписка выдается от нескольких минут до нескольких часов. К примеру, при оформлении выписки на портале госуслуг само заявление заполняется автоматически, не нужно вбивать данные вручную, что очень удобно. Готовая выписка приходит в личный кабинет портала, она заверена электронной подписью органа регистрации прав. Эту выписку можно распечатать, и она имеет такую же юридическую силу, что и бумажный документ с синей печатью.
Куда обращаться, если остались вопросы?
В Росреестре рассказали о том, что по всем вопросам можно обратиться к специалисту в режиме реального времени. Для этого нужно перейти в соответствующий раздел на сайте.
— С помощью данного сервиса каждый желающий может узнать о регистрации или переоформлении права собственности на недвижимость, сроках проведения госрегистрации и постановки на кадастровый учет, перечне необходимых документов, способах их подачи, размерах госпошлины, государственной кадастровой оценке недвижимого имущества и процедуре ее оспаривания, а также задать любые вопросы, находящиеся в сфере деятельности Росреестра, — пояснили в ведомстве.