— Счастье — это когда тебя понимают, — изрек когда-то древний мыслитель Конфуций. Казалось бы, простые, как инструкция, слова — бери да делай, понимай ближнего своего. Но с той поры прошла не одна тысяча лет, а похвастать полным взаимопониманием со стороны родных и друзей может далеко не каждый.
В День защиты детей мы не могли пройти мимо колонки студента Башкирского педуниверситета Артема. Молодой человек решил подсказать взрослым, как наладить контакт с детьми. Способ он предлагает легкий и изящный и… настолько очевидный, что мы и сами могли бы до него додуматься, если бы захотели. Прислушаться к Артему можно еще хотя бы потому, что он сам находится пока еще в пограничном возрасте — ему всего 20 лет. Далее публикуем его мнение полностью. И — не благодарите.
Me, Myself & I Крапивина
Пропасть между отцами и детьми становится поколение от поколения всё шире, погоняемая всё ускоряющимся ростом научного, экономического прогресса и учащающимися общественными потрясениями. В наш странный век, бывает, обнаруживаешь, как разнятся взгляды людей, разница в возрасте у которых составляет от силы лет пять. Что уж говорить о цифрах более значительных: все эти байки о карапузах, осваивающих телефоны раньше, чем речь, на байки-то и не похожи. Старшее поколение это повергает в шок. «У нас вот интернета никакого не было, гуляли, играли во дворе в футбол, марки собирали, а сейчас!..»
Что делать, и кто виноват?
Никто, конечно, не виноват — родители в шоке, адаптироваться к изменениям не успевают и воспринимают их оттого с некоторой враждебностью, а тут — гляньте-ка! — их дети уже с этим враждебным и таинственным на «ты». И как в таких условиях сохранить контакт между людьми разных поколений? Что может объединить этих людей, подтолкнуть их к диалогу? Мне кажется, что эту обязанность вполне способна взять на себя литература.
Хочу рассказать одну историю из своей жизни. У себя на стене во «ВКонтакте» я публикую много своих маленьких рассказов, миниатюр, размышлений и просто забавных штук разного рода. Определённая база читателей у меня есть, мы поддерживаем контакт, но по большей части мы с этими людьми хоть как-то связаны и во многом похожи. То, что со мной недавно случилось, меня очень удивило.
Времечко было позднее — точно помню, что я с кем-то яростно спорил в ВК, когда мой телефон неожиданно зазвонил. Человек на той стороне представился неразборчиво и сказал, что прочитал почти всю мою стену в тот день, и не смог молчать.
Оказалось, что ему сорок, сам он из Краснодарского края, а номер мой увидел в профиле в ВК. Я вспомнил, что добавлял его в друзья намедни, а потом следил по его лайкам, как он всё ниже и ниже опускается по моей стене. Читает.
Мы очень душевно поговорили, обсудили самые разные темы. И я не чувствовал, что он старше меня в два раза — разговор шёл дружеский, тёплый, мы понимали друг друга. Он знал про меня всё из моих текстов, про себя рассказал достаточно, чтобы мы могли вести непринуждённо разговор. И этот внезапный ночной разговор поразил меня. Когда он повесил трубку, я чувствовал себя счастливым и удивлённым.
Три крапивинских кита
Книги, конечно, бывают разные. Иные детям дать побоишься, иные они сами читать не захотят. Вещи нужны такие, чтоб понятным языком, интересно да про общечеловеческие ценности. И ещё бы неплохо, чтоб и детям, и взрослым было не стыдно их почитать. Где ж взять такого автора? Кажется, я знаю одного такого.
Поздние годы Советского Союза подарили нам ряд талантливых писателей-фантастов. Одни от цензуры за аллегориями скрывались, другим просто хотелось уйти от суровой реальности в мир фантазий. Как бы там ни было, фантастическая литература на тот момент имела репутацию детской — оттого в ней подтекстов и социальщины особо никто искать не пытался (чем опальные авторы и пользовались), при этом жанр был крайне востребован. И именно в такой обстановке в нашей стране возник вдруг писатель Владислав Крапивин.
Об этом человеке написано и сказано уже много — все рецензенты и литературоведы сходятся во мнении, что детство, пришедшееся на тяжёлые военные и послевоенные годы, педагогическое образование и интеллигентная семья во многом определили то, каким будет его творчество.
Перу Крапивина принадлежит не менее 30 романов, повестей, сценариев и рассказов, его любили и любят читатели и критики. Даже статья о нём в самой ехидной интернет-энциклопедии рунета Lurkmore состоит сплошь из восторженных эпитетов, что о чём-то да говорит. Чем же он так хорош?
Во-первых, Крапивин действительно всегда писал в первую очередь для детей. При этом он не считал их идиотами, не боялся ставить их перед сложными вопросами и моральным дилеммами. Его произведения, пронизанные глубоким психологизмом, описаниями внутренних конфликтов героев, предлагают читателю решения, выходы из сложных жизненных ситуаций.
Во-вторых, Крапивин — истинный гуманист. В отличие, например, от своего коллеги по цеху, не менее знакового писателя Аркадия Гайдара, он, никогда не превращая войну в культ, показывает её исключительно в качестве ужасного, бесчеловечного преступления. Крапивин пропагандирует трепетное отношение к жизни, призывает беречь в себе ребёнка, любить других людей. Война с этими идеалами никак не вяжется.
В-третьих, Крапивин, безусловно, талантлив. Его лёгкий, красочный язык и последовательная философия вкупе с детально продуманный мультивселенной, общей от произведения к произведению, не могут не подкупить. Читать его интересно как подросткам, так и их родителям, и каждый может почерпнуть что-то новое для себя.
«Хорошие» дети vs «Плохие» взрослые
Конечно, писатель уделяет огромное внимание проблеме «отцов и детей». Высочайшей точкой его размышлений на эту тему я бы назвал роман «Кораблики, или Помоги мне в пути». Сюжет его крайне интересен — главный герой, взрослый мужчина из недалёкого будущего, случайно обнаруживает в своём мире себя, перенесённого сюда из прошлого, когда он был ещё ребёнком. И, казалось бы, они оба — один и тот же человек, как между ними может возникнуть конфликт? Однако всё на поверку оказывается не так просто, и главный герой, всю жизнь одинокий и бездетный, неожиданно для себя занимает роль взрослого родителя и одновременно как бы смотрит на себя в детстве со стороны.
Впрочем, тема взаимоотношений взрослых и детей у Крапивина всплывает постоянно. Последние у автора бывают самыми разными — жёсткими, невоспитанными, добродушными, резвыми, несчастными, самоотверженными. Разными, но никогда не плохими. Тогда как взрослые на хороших и плохих делятся довольно чётко. И плохие взрослые у Крапивина — это те, в ком из детства ничего не осталось; те, кто убили всю любовь к жизни, перестали радоваться мелочам, посвятили себя вечным войнам, погоне за наживой. Хорошие взрослые — это гиды, странствующие с детьми по жестокому миру, поддерживающие их. Для хороших взрослых и для детей слово «Друг» пишется с большой буквы, они готовы сражаться друг за друга, но гораздо больше хотят жить в мире, в котором эта вражда не нужна. Они сопротивляется огромной бюрократической машине плохих взрослых, не признают их мещанские ценности. Дети и хорошие взрослые хотят счастливой жизни. И они хотят её всем.
Ваши дети — это вы из прошлого
А ведь каждый из нас в детстве наверняка мечтал о мире во всём мире, о равноправии. Никто не хотел быть преступником, вором, убийцей. У каждого из нас была мечта. И, конечно, в первую очередь это была мечта о бесконечной дружбе с настоящими Друзьями. О справедливости, о всеобщем благополучии. Плохие взрослые забыли об этом, сочли это идеи наивными, утопичными. Однако если в вас ещё живёт ребёнок, если вы всё ещё мечтаете, радуетесь простым вещам и не видите поводов для гордости в украденном «Шевроле», но ваш контакт с детьми не клеится — попробуйте начать с Крапивина. Хоть с тех же «Корабликов». Сами почитайте и дайте почитать ему.
Вы увидите, как многое тогда, в детстве, в подростковые годы, мы видели иначе. Вспомните себя в том возрасте, посмотрите на своего ребёнка — такого же человека, как и вы много лет назад. В деталях обнаружите множество отличий, но, по сути, они не важны. Посмотрите на него. Он — это вы, оказавшийся вдруг здесь, в этом месте и в этом времени. Станьте для него гидом, хорошим взрослым, а не противным ментором.