С началом осени в Башкирии стали чаще случаться крупные автокатастрофы. По данным республиканской Госавтоинспекции, на дорогах республики погибли 16 человек, еще 55 получили травмы. В чем дело – в беспечности самих автовладельцев или в резко изменившейся погоде? Редакция проекта «Авто» сайта Ufa1.ru попыталась разобраться в тонкостях вождения в межсезонье и попросила руководителя межрегионального учебного центра «Азимут» Салавата Шафикова поделиться секретами безопасности в переходный период.
«Почему сейчас возросла аварийность на улицах нашего города и в республике в целом? Мы занимаемся этим вопросом уже не первый год и знаем, что проблема связана в первую очередь с изменением поведения самого автомобиля на дороге. Чаще идут дожди, из-за чего меняются свойства дорожного покрытия, естественно, увеличивается нагрузка и на самого водителя», – говорит эксперт.
По словам Салавата Шафикова, большинство аварий происходит в утреннее время, в обед и вечером: то есть именно тогда, когда водители находятся в расслабленном состоянии. В особенности это касается тех автомобилистов, кто привык к маршруту «дом – работа – дом». Привычная дорога, по которой они ездят изо дня в день, притупляет бдительность. Свое действие на скорость реакции оказывает и самочувствие автовладельца.
«Старайтесь не попадать в часы пик и не садитесь за руль, если плохо себя чувствуете. Если у человека, например, скачет давление, он может испытывать головокружение, а это, в свою очередь, в конечном счете может привести к ДТП», – предостерегает руководитель учебного центра.
Как правило, автоинспекторы, говоря о безопасности движения, рекомендуют водителям строго соблюдать ПДД, не превышать скорость и не совершать необдуманных маневров. Однако к этому стоит добавить еще обязательное соблюдение «правила двух секунд» – иными словами, держаться на расстоянии до ближайшего автомобиля с таким расчетом, чтобы успеть отреагировать на внезапный маневр соседа по дороге. Помимо этого, не стоит забывать и о ближнем свете: зажженные фары привлекают внимание и могут предотвратить аварию еще до того, как вы об этом подумаете.
«Не делайте резкий движений на руле и не допускайте резких торможений, – продолжает Салават Шафиков. – Прежде, чем выехать из гаража или с парковки, первым делом проверьте состояние дорожного покрытия. Начав движение, несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы проверить, нет ли под колесами гололеда. Если все в порядке – можно смело двигаться дальше».
По словам Салавата Шафикова, когда речь идет о безопасности, мелочей быть не может. В частности, это касается обуви, которая надета на ногах водителя. Но если мужчинам достаточно покрепче завязать шнурки, то женщинам придется внимательнее отнестись к выбору туфель или сапог: лучше отказаться от обуви на высоких каблуках.
«Бывает, что в экстренной ситуации каблук попадает между педалями и застревает там. Это опять же может привести к ДТП. На днях как раз был похожий случай, когда девушка просто собрала на дороге три автомобиля», – говорит автоэксперт.
Но зависит ли безопасность движения от одного лишь водителя? По мнению Салавата Шафикова, немаловажную роль играет состояние самого автомобиля, причем речь идет не столько о исправности машины, сколько о ее настройках. И в первую очередь это касается автомобильных шин.
«Если мы привыкли за лето ездить на повышенном давлении в шинах, то сейчас лучше приспустить их примерно на 0,1 атмосферы, – объясняет эксперт. – Это придаст автомобилю немного мягкости и сделает его более устойчивым на дороге. Мне часто задают вопрос, когда можно менять резину на зимнюю. Рекомендуется переобуваться примерно через 10 дней после первых заморозков и выпадения снега. За это время как раз можно будет понять, сменился ли сезон или же ставить шипы пока еще рано. Сейчас, в конце сентября, переобуваться, конечно же, еще рано. Это грозит повышенным износом шины. Но если вы уже поставили зимние колеса – старайтесь ездить в бережном режиме. Старайтесь мягче трогаться и резко не тормозить. И ни в коем случае не перекачивайте колеса: это может ускорить износ шипов».
Фото: Фото с сайта Theaa.com