Автохамство станет поводом для штрафа. Соответствующие поправки в законодательство могут появиться уже в ближайшее время. На этот раз инициатором наказаний для агрессивных водителей выступил премьер-министр страны Дмитрий Медведев, поручивший МВД и Минюсту разобраться с толкованиями понятий опасного и неосторожного вождения.
Стоит отметить, что премьер – далеко не первый, кто предлагает штрафовать автохамов. Год назад аналогичное предложение уже поступало на рассмотрение в Госдуму, однако инициатива в тот раз зашла в тупик. Минувшей осенью депутаты вновь предложили дополнить ПДД понятием «агрессивное вождение», оценив опасность такого поведения на дороге в сумму от 2500 до 5000 рублей. Законопроект вновь был отклонен: профильный комитет нижней палаты парламента счел, что предложенные формулировки недостаточно точны. Спустя несколько месяцев документ попался на глаза Дмитрию Медведеву, который в последнее время сильно обеспокоен дорожной безопасностью в стране.
Стоит отметить, что время для подобных мер настало уже давно. Достаточно вспомнить историю, случившуюся на минувшей неделе. Напомним, среди бела дня в башкирском городке Октябрьский лихач без водительского удостоверения за рулем тонированной «девятки» без номеров сначала заставил полицейский экипаж гоняться за ним в лучших традициях «Форсажа» по всему городу, а после чуть не сбил автоинспектора, проехав с лежащим на капоте гаишником несколько кварталов. Сколько раз лихач успел создать аварийную ситуацию за несколько минут погони – не сосчитать. Однако 23-летнему нарушителю все же придется ответить перед законом.
Как показывает практика, иным водителям вовсе не обязательно нарушать ПДД, чтобы устроить дебош на трассе.
«Все произошло на улице Революционной. В это время с главной дороги в сторону кафе «Утро» свернула «Приора». Буквально в трех шагах от меня автомобиль начал давать левее и ударил фарой идущего мужчину. Пешеход начал возмущаться: удар был слабый, но его водитель мог предотвратить. Мужчина ему явно не мешал двигаться. В этот момент тонированное стекло опустилось, и на нас посыпался отборный мат. В салоне находились два человека. Водитель орал, что пешеходы телятся и ходят по улице вальяжно. Я сделала замечание, что мужчина прав и нужно быть аккуратнее на дороге. Я сама стояла в шаге от машины. Но в этот момент мужчина начал орать и на меня. Потом он достал и ткнул в меня что-то похожее на пистолет, начал угрожать, что найдет меня. Даже тот мужчина, которого задела машина, технично свалил», – рассказывает уфимский блогер Tinesik.
Это частный случай, но именно он лучше всего показывают, чего на самом деле стоит пресловутое взаимоуважение на уфимских дорогах. Что заставляет водителей вести себя подобным образом?
«Отрицательные эмоции всегда ищут выход, – говорит психолог Руслан Хамитов. – Люди выплескивают накопившиеся чувства по-разному: кто-то отрывается дома, на родных и близких, а кто-то избавляется от негатива прямо на дороге».
Госавтоинспекция борется с автохамством своими способами, однако на повышение уровня культуры вождения это практически не влияет. В результате ликбезом занимаются простые люди, которым не все равно, кто и как ездит по дорогам.
«Наш сайт всегда пропагандирует безопасное и вежливое вождение, – говорит руководитель PR-службы сайта Ufa1.ru Рина Ялалова. – Некоторое время назад мы проводили акцию совместно с ГИБДД Уфы «Вежливый водитель», в рамках которой автомобилистам необходимо было пройти тест на вежливость, в подарок мы вручали наклейку с логотипом акции. Сейчас у нас проходит акция «За безопасность на дорогах», в ходе которой мы дарим водителям парковочные карточки и книжки-памятки с полезной для каждого автолюбителя информацией».
Согласно официальной статистике ГИБДД, основная часть автокатастроф происходит из-за нарушений правил дорожного движения; к сожалению, остается неизвестным, насколько часто к авариям приводит сознательное хамство автовладельцев. Тем не менее, опросы показывают, что причиной нарушений является низкая культура самих водителей: с этим согласны более половины опрошенных. На что готовы водители, чтобы самоутвердиться на дороге, вы можете узнать в рубрике «Нарушение месяца» на автосайте 102km.ru.
«Я достаточно много езжу по стране и могу сказать, что в целом в России культура вождения оставляет желать лучшего, – говорит руководитель Школы безопасного вождения Салават Шафиков. – Это связано не только с самими водителями, но и с погодой, дорожными условиями. В Уфе, я замечал, на дорогах часто обижают начинающих водителей – сигналят, подрезают, хотя в соседнем Стерлитамаке автомобилисты все же относятся друг к другу с уважением и стараются помочь в случае чего. Не нужно обращать внимания на дорожное хамство. Но в то же время, прежде чем сесть за руль, каждому водителю следует настроиться на то, что главное на дороге – это терпение».