В то время как неравнодушные уфимцы разрабатывают для города собственные – и судя по всему, невостребованные – проекты метрополитена, городские власти озаботились вопросом, что делать с уже существующими линиями электротранспорта. На днях будущее уфимских трамваев и троллейбусов стало основной темой на заседании Совета по общественному контролю за эффективностью использования государственных средств при президенте Башкирии.
Выяснилось, что вся инфраструктура электротранспорта Башкирии, включая подвижной состав, пути, кабельные сети и электрические подстанции, оставляет желать лучшего. По официальным данным, износ вагонов местами доходит до 80%, и депо, как правило, существующие за счет бюджета, попросту не успевают обновлять свои парки. И эти проблемы касаются не только отдельных городов республики, но и Уфы.
По словам члена совета, председателя республиканского отделения общероссийского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Рустама Асадуллина, за последние два года парк электротранспорта столицы пополнился четырьмя трамваями и 22 троллейбусами. Между тем для нормальной работы отрасли ежегодно требуется как минимум 70 новых вагонов, общая стоимость которых может доходить до 600 миллионов рублей.
В то же время эксперты свидетельствуют об убыточности всей отрасли: даже несмотря на то, что с нового года стоимость проезда на уфимских трамваях и троллейбусах выросла на треть, себестоимость перевозок чуть ли не вдвое превышает цену, которую вынуждены платить уфимцы. Однако, несмотря на все, отказываться от убыточных линий власти не намерены, ссылаясь на экологичность трамваев и троллейбусов, а также на то, что такой транспорт наиболее востребован школьниками и пенсионерами. В итоге перевозчики могут вообще отказаться от планов по пассажиропотоку – хорошо это или плохо, судить пока трудно.
«Даже если метро в Уфе не построят, городу придется что-то делать с существующими трамвайными и троллейбусными линиями, – говорит разработчик проекта «Мобильное метро» Олег Давлетов. – Во-первых, их состояние действительно оставляет желать лучшего – вагоны без кондиционеров, холодные остановки, отсутствие четкого расписания. Я сам живу на улице Карла Маркса и могу сказать, что приезда троллейбуса там можно дожидаться часами. Во-вторых, маршруты проложены нелогично, особенно после того, как были демонтированы пути на проспекте Октября. На мой взгляд, нужно не только объединить трамвайные сети, но и прокладывать новые пути в отдаленные районы – Дему, Затон и особенно Шакшу. В-третьих, стоит изучить опыт других городов: во многих местах используются электробусы, которые могут работать как от контактной сети, так и от собственного аккумулятора, что было бы необходимо в Уфе. В Москве недавно начали строить «умные» остановки, на которых можно в режиме онлайн узнать, где именно едет нужный вам троллейбус. Наконец, стоит собрать комиссию с участием возможных инвесторов и всех заинтересованных ведомств и решать транспортные проблемы сообща».
Как сообщили корреспонденту 102km.ru в Муниципальном управлении электротранспорта Уфы, сейчас на линии ежедневно выходят 150 троллейбусов и 100 трамвайных вагонов. Между тем уже в апреле в Уфе, скорее всего, начнется строительство первой очереди линии скоростного трамвая, которая в перспективе вновь соединит северную и южную части города. Возможно, именно этот проект действительно окажется спасением для всей отрасли, но загадывать заранее не получается. Пока же уфимцы могут вспомнить, как город постепенно избавлялся от трамваев.
Фото: Фото из архива 102km.ru