На уроках вождения нелегко приходится даже тем, кто уже успел в свое время посидеть за рулем. Тем, кто вообще не имеет никаких навыков вождения, нужно за десять занятий «подружиться» с машиной, остальным – научиться водить ее правильно. Точнее, так, чтобы на экзамене инспектор остался доволен. Насколько реально сделать так, чтобы гаишник разрешил вам стать водителем – об этом я расскажу, когда сам получу «добро» на втором этапе практического экзамена.
Первые шаги
Все занятия проходят в одном и том же месте за Затонским мостом. Других автодромов, способных похвастаться таким же оснащением, в городе нет вообще. Несмотря на сложившийся стереотип о том, что курсантов учат ездить на «ведрах», по дорогам здесь ездят в основном иномарки. Чаще всего – Renault Logan и Daewoo Nexia. «Четырки» и «пятнашки», впрочем, тоже встречаются, но у курсантов, как правило, чаще всего остается возможность выбирать авто из двух-трех вариантов. Мне достался Renault.
На первом занятии инструктор монотонно расписывал принципы работы двигателя, показывал, как переключаются передачи и как правильно держать руки на руле. Следующий час мне пришлось трогаться с места и тут же тормозить.
«Про педаль газа вообще забудь, пока начало движения не отработаешь», – советовал инструктор.
На третьем занятии терпение преподавателя начало заканчиваться. На четвертом – мое. Поэтому диалоги в половине случаев состояли из непечатных реплик, даже несмотря на то, что я ни разу ни в кого не врезался и «здоровью» машины ничем не угрожал.
Впрочем, уже начиная с третьего занятия инструктор начал потихоньку выпускать меня на «настоящие» дороги. Освоился на трассе я быстро: ездить по автодрому с его вечными перекрестками через каждые десять метров представлялось сложнее. Я изменил мнение, когда впервые попал в пробку на подъеме: на практике «эстакада» оказалась невыполнимой задачей.
Добро пожаловать на площадку
Научиться ездить – это еще полдела. Важно уметь маневрировать: одна часть практического экзамена как раз посвящена маневрам между стойками. Всего на площадке предусмотрено пять элементов: параллельная парковка, «эстакада», «гараж», «разворот в дворике» и «змейка».
«Что самое сложное?» – спросил я как-то инструктора.
«Кому как, – отвечал преподаватель. – Одни на «эстакаду» подняться не могут, другие – задним ходом в гараж въехать, третьи – вешки на «змейке» сбивают».
Лично у меня больше всего проблем вызывала «эстакада»: правильно почувствовать момент, когда машина готова тронуться с места, оказалось не так-то просто. Все остальные маневры сводились к тому, чтобы увидеть ту или иную вешку в определенном месте зеркала или окна.
На маршрутах автодрома приходилось не легче. Научиться нажимать на педали и крутить руль – это одно, но ездить с соблюдением всех знаков – совсем другое. К сожалению, вся подготовка (а десяток занятий – это совсем немного) ведется с упором на сдачу экзамена.
«Главное здесь – запомнить, где нужно остановиться, где можно, а где – нельзя», – напутствовал инструктор.
Действительно, остановка и стоянка в большинстве точек автодрома запрещена. Кое-где висят знаки STOP – возле них нужно не только остановиться, но и, например, сделать вид, что пропускаешь поезд.
«Ежу понятно, что поезд не придет, но на экзамене ты должен вертеть головой по сторонам, чтобы убедить инспектора», – продолжал напутствия преподаватель.
На своем последнем практическом занятии я не узнал ничего нового. Лишь старался запомнить места, где меня может подловить гаишник, да оттачивал навыки маневрирования на площадке. Однако идеальное вождение еще не означает положительной оценки на экзамене, как и мелкие ошибки еще не гарантируют провал. Забегая вперед, отмечу, что спустя неделю после дня X мне пришлось снова отпрашиваться у начальства. Но об этом – в следующий раз.
Чему не учат в автошколе?
К сожалению, далеко не все новоиспеченные автовладельцы согласны с тем, что качество подготовки важнее ее стоимости. Более того, далеко не каждый готов признать, что его плохо учили. Однако во многих случаях факт остается фактом. Подтверждением этому может служить статистика аварий с участием «чайников».
Минувшей осенью уфимская Госавтоинспекция провела необычную акцию для курсантов столичных автошкол. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП сотрудники ГИБДД устроили будущим водителям экскурсию на спецстоянку, где хранятся разбитые в автокатастрофах автомобили. Так инспекторы решили наглядно показать, к каким последствиям могут привести нарушения правил дорожного движения. К сожалению, такие акции проходят в лучшем случае раз в год, хотя и сами сотрудники ГИБДД сетовали, что неплохо было бы показать автокладбище всем водителям без исключения.
«Многие водители, едва выпустившись из автошколы, игнорируют необходимость повышения своей квалификации, – отмечает руководитель Школы безопасного вождения Салават Шафиков. – Многие путают ощущение безопасности и уверенность в ней. Каждый автомобилист считает, что ДТП его не коснется, но не нужно жалеть времени и денег на изучение систем безопасности автомобиля. Безопасности нужно учиться».
День Х был все ближе. «Одноклассники» начинали нервничать и волноваться: неуд на любом этапе оттянул бы получение заветного документа еще как минимум на неделю. О том, что ждет выпускников автошкол на экзамене, на что следует обратить внимание на каждом этапе, сколько стоит зачет и насколько реально сдать на права с первого раза – читайте на автосайте 102km.ru в ближайшее время.
Фото: В статье использованы иллюстрации к экзаменационным билетам категории AB