Таксистов, которые перевозят пассажиров-детей без автокресел, предлагают наказывать, как за выезд на встречную полосу, – лишать прав на срок до полугода. Но и компанию, где трудится водитель, не оставляют в стороне: юрлиц планируют штрафовать до 200 тысяч рублей. Инициаторы аргументируют это тем, что компании вместе с наемными водителями в погоне за прибылью забывают о безопасности пассажиров, а серьезная ответственность их отрезвит.
«Многие фрахтовщики за пять лет с момента вступления в силу соответствующего требования ПДД так и не приобрели для своих легковых такси подобные удерживающие устройства. В таком случае служба заказа легкового такси или водитель должны отказаться от заключения договора фрахтования. Статистика свидетельствует об обратном: в погоне за прибылью недобросовестные фрахтовщики игнорируют требования ПДД», – цитирует авторов законопроекта РИА «Новости».
Штраф в 500 рублей, который предусмотрен административным кодексом, – слишком мягкое наказание, когда речь идет о безопасности ребенка, считают в Госдуме. А лишение прав заставит задуматься, особенно тех, кто зарабатывает на жизнь, крутя баранку. Работодателей в свою очередь это подтолкнет к более тщательному отбору водителей.
Как утверждают в городской ГИБДД, сегодня более-менее ответственные перевозчики не пренебрегают детскими креслами или специальными бустерами – альтернативным видом удерживающих устройств. В противном случае именно на водителя накладывается штраф – точно такой же, как за не пристегнутый ремень безопасности. Впрочем, и самого пассажира могут оштрафовать на 200 рублей за нарушение ПДД (КоАП, статья 12.29). Но административная ответственность наступает по достижении 16 лет, так что в случае с автокреслами включать голову должен взрослый и осознавать возможные последствия своей безалаберности.
«Клиенты при заказе такси обычно сами предупреждают, что с ними будет ребенок, – говорит директор одной из компаний, специализирующейся на пассажирских перевозках в такси. – Естественно, такие перевозки осуществляются только с использованием детских кресел. Компания специально их закупала. Если водитель по какой-то причине не установил автокресло, то штраф полагается именно ему. Если компания выполнила свои обязательства, почему вина водителя должна перекладываться на нее?»
И с юридической точки зрения это абсолютно верно: «В Кодексе об административных правонарушениях четко оговорено, что ответственность за не пристегнутых пассажиров несет водитель. Если его автомобиль не оборудован детским креслом, это на его совести, и штрафы будут выписаны на его имя. Если компания не может обеспечить автопарк детскими креслами, то они не должны принимать соответствующие заказы. Я сталкивалась с тем, что компании действительно предупреждают, что у них нет удерживающих устройств, если к ним обращается клиент с ребенком. Для меня принципиально, чтобы в машине были детские кресла», – говорит управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева.
Сейчас распространена практика диспетчерских служб, которые взаимодействуют с водителями на личных автомобилях. И в этом случае сам автовладелец должен позаботиться о покупке автокресла. А пассажирам не стоит рассчитывать, что в такси будет установлено дорогое устройство. Для перевозки маленьких пассажиров часто используют и дешевые бустеры, что абсолютно законно. Это специальные подкладки для ребенка, чтобы сделать его посадку выше – они позволяют пристегивать его штатными ремнями безопасности, компенсируя недостаток роста. Разумеется, они не предназначены для самых маленьких: в основном продаются варианты для пассажиров от 3-4 лет. Их средняя цена – 600-1000 рублей и доходит тысяч до двух. То есть максимальная стоимость бустера близка к стоимости дешевого автокресла. Но, как показал тест «Авторевю», даже самый простенький вариант стандартного автокресла защищает ребенка во время удара лучше, чем подкладка.
Водитель, который берется за заказы с детьми, вполне может вложиться, чтобы сделать эту услугу законной и безопасной.
Но что говорить о посторонних людях, когда собственные родители возят свое чадо на заднем кресле без фиксации. В рубрику «Нарушение месяца» не раз попадали ролики, где малыши во время движения свободно ползают по салону, стоят на сидениях, переваливаются через спинку к родителям. Примечательно, что и взрослые в кадре едут не пристегнувшись. Не зря сейчас активно обсуждается предложение, чтобы увеличить штраф за отсутствие автокресла в размере его стоимости. Может быть, тогда родители соотнесут свои расходы на штрафы с тратами на безопасность ребенка.
«По-моему, когда рождается ребенок, родители сразу должны понимать, что ему понадобится автокресло. Точно так же, как и коляска, детский стульчик, кроватка. Это необходимость», – считает автомобилист Иван. Увы, не каждый взрослый это осознает.
«По статистике дети на штатных сиденьях, пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции, – сообщают в пресс-службе ГИБДД. – Детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать голову, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, детей до 12 лет нужно перевозить в автомобиле с использованием детского удерживающего устройства. Держать детей на руках тоже опасно, так как при столкновении даже на скорости около 40 км/ч ребенок весом в 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 килограммам. Удержать такой вес женщине вряд ли удастся. А самых маленьких детей (малышей в возрасте до 18 месяцев) лучше всего перевозить в детском сидении, установленном сзади спинкой вперед. При столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины. Кроме того, детские сиденья для детей весом 9-18 кг должны оборудоваться ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела ребенка, чем снижается вероятность получения тяжелых травм».
С одной стороны, инициатива наказывать нерадивых перевозчиков оправдана. Водитель, нарушая, будет рисковать своим заработком, а компания – прибылью. Но в чем тогда разница с перевозкой детей в маршрутках, где уж точно автокресел не найти?
ГИБДД еще раз напоминает, что в автомобиле должны пристегиваться все пассажиры, так как в случае аварии один не пристегнувшийся человек может нанести серьезные травмы остальным.
«Ученые доказали, что при столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой две тонны. В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 килограммов. Для сидящих сзади пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение также опасно. В момент удара о потолок и стойки кузова они могут получить смертельные травмы головы. А средний пассажир при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло, – поясняют в городской Госавтоинспекции. – Также получают серьезные травмы и те, кто неправильно размещает ремни на теле и не регулирует их натяжение (если нет автоматических натяжителей). Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежащем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. Более того, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить сидящего».
Фото: Фото с сайта Dailymail.co.uk