«Пятница, половина девятого утра, Горсовет. Через час нужно быть на другом конце города – срочная встреча, опоздание приравнивается к самоубийству, – рассказывает уфимка Олеся Федорова. – Своей машины нет, маршрутки в тот район не ходят, поэтому я вызываю такси. Все, как обычно – позвонила в диспетчерскую, заказала автомобиль к подъезду, проходит 15 минут – машина все еще не назначена. Я начинаю волноваться. Звоню в другую службу такси: «Машин в вашем районе нет». В третью: «Подъедет в течение часа». В четвертой попросту не взяли трубку – впрочем, это для них не редкость. В пятой что-то промямлили про среднее время ожидания, 10-15 минут, в которые я почему-то тоже не поверила. На часах тем временем – уже без пяти девять. Машина не назначена».
Многие из нас привыкли к тому, что поймать такси в Уфе можно без проблем: в любое время на остановках дежурят бомбилы, да и таксомоторных служб в городе более, чем достаточно. Но, как показывает история Олеси, не все так просто.
«Делать нечего, иду на остановку, думаю, поймаю частника – они же там все равно толпами трутся, – продолжает Олеся. – Вы не поверите: никого! Ни на остановке, ни через дорогу, ни на парковке возле площади, даже мимо проезжающих таксистов нет. Пришлось срочно вызванивать живущих поблизости знакомых, и в итоге меня все-таки подвезли, но на встречу я безнадежно опоздала».
Уфимка удивляется: географический центр города, «красная линия» – и ни одного таксиста. Впрочем, из личного опыта известно, что заказать такси труднее всего в ночное время из отдаленных районов города. Но в девять утра с проспекта Октября – это что-то новое.
Быть может, всему виной новые правила работы легковых такси, которые недавно вступили в силу, и штрафы за нарушения этих правил, которые начали действовать с 1 июля? Однако, по данным Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству, даже легальных таксистов в Уфе и Башкирии достаточно.
«Одним из направлений деятельности Госкомитета является организация и регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, в том числе и легковым такси, – отмечают в пресс-службе ведомства. – Комитетом разработан порядок выдачи и переоформления разрешений на перевозку пассажиров, впервые в России такие разрешения выдаются в электронном виде. На сегодняшний день подано более 3000 заявлений, уже выдано 2754 разрешения. Сейчас наблюдается активность среди предпринимателей в их получении, поскольку с 1 июля 2012 года вступили в силу изменения в КоАП РФ, предусматривающие административный штраф в размере 5000 рублей за отсутствие такого разрешения».
Тем временем на рынке пассажирских перевозок в конце июня появился новый игрок – «Такси 24», который сразу же взял за основу своей работы строгое соблюдение всех предписаний, включая желтую раскраску, наличие таксометров и детских удерживающих устройств и строгий запрет на курение в салоне. На сегодняшний день в городе работают 90 автомобилей с фирменной раскраской, и еще около 40 готовятся выйти на линии. При этом в самой службе подчеркивают, что клиентов ждут новенькие авто бизнес-класса, оборудованные кондиционерами, а цены не будут выше, чем у конкурентов.
По словам директора «Такси 24» Леонида Костенко, закон о такси пошел на пользу уфимскому рынку перевозок, и многие службы такси уже начали работать в соответствии с требованиями закона. Тем не менее, в этой сфере еще достаточно проблем.
«Машин такси в Уфе много, но вопрос в том, какие это машины, – отмечает Леонид Костенко. – Многие встречались с тем, что по вызову приезжают технически неисправные автомобили с прокуренным салоном. Поэтому мы хотим поднять качество услуг на новый уровень. Закон о такси действительно помог исправить ситуацию в сфере перевозок, но остались технические недоработки. Скажем, в районе железнодорожного вокзала висят знаки «Остановка запрещена». Что делать таксисту, которому нужно встретить клиента? Он вынужден встать под знаком, но его штрафуют на общих основаниях. При этом во всем мире предусмотрены специальные стоянки для такси. У нас их, к сожалению, пока нет».
Очевидно, что Уфе – даже с учетом высокой конкуренции и большого количества автомобилей такси – крайне не хватает порядка в сфере перевозок. История Олеси Федоровой наглядно показывает: таксисты, даже многие из официальных, как правило, работают там, где хотят и когда хотят. И предпочтения клиента здесь уже не имеют особого значения: таксист всегда прав.
Фото: Фото с сайта Кotelnich.info