2012 год с его ростом штрафов добьет нарушителей: дорожает неправильная парковка, проезд на красный свет и требования разметки. Но на этом не останавливаются. Предложено ввести абсолютно новый штраф для водителей медленно идущего транспорта, которые на трассе не дают себя обогнать. Если трактор, который катится медленнее 30 км/час, не примет вправо и не освободит проезд для авто, идущего на опережение или обгон, его водителю грозит штраф в 1500 рублей. Депутаты ЛДПР, которые предложили это новшество, главный акцент делают на борьбу с заторами. Однако проект поддержали в комитете по госстроительству еще и потому, что это антикоррупционный шаг. Чтобы убить схему заговоров инспекторов с водителями тихоходов, нужно наказывать «подставщиков».
Напомним, ПДД обязывают водителей медленного транспорта принимать вправо или останавливаться на обочине, чтобы позволить себя объехать (пункт 11.6).
ПДД, пункт 11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
Но на деле эта обязанность – что-то вроде лакмусовой бумажки для совести водителя. Если он уважает соседей по дороге, уступит, если же нет – никаких санкций. Чтобы они почувствовали свою ответственность, депутаты Госдумы предложили назначить штраф в 1,5 тысячи рублей за игнорирование этого требования правил.
«Полный бред. Чтобы привлечь водителя за то, что он не съезжает на обочину, сначала нужно замерить скорость. То есть у всех экипажей должны быть специальные приборы. Во-вторых, движение по обочине запрещено, то есть, если тихоход съезжает на обочину, он обязан остановиться. Но у нас есть подъемы на М-5 по 5-6 км. Если груженый тихоход съедет на обочину и остановится, то он без посторонней помощи может и не тронуться. Проблема с введением нового штрафа возникла из того, что инспекторы запускают тихоход там, где обгон запрещен, а тех, кто обгоняет, лишают прав. Но как штрафовать тех, кто приносит доход?» – считает автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко.
Понятно, что любое транспортное средство, которое плетется на двухполосной дороге со сплошной линией, действует на автомобилистов, как красная тряпка на быка. Ни по обочине объехать нельзя, ни через сплошную. Приходится выбирать из двух зол: между лишением за встречку или 500-рублевым штрафом за езду по обочине. Понятно, что второй вариант прельщает больше. Водители, которые часто ездят по М-5, утверждают, что груженые тихоходы, которые ползут в гору и не хотят мешать движению, давно научились прижиматься к осевой линии. И все их обходят справа по обочине, за что прав не лишают, а штрафы мало интересуют полицию в этом потоке. Почему тихоходы не сворачивают на обочину? Потому что не хотят рисковать своими деньгами за ход по обочине, а если остановятся на подъеме, могут там застрять под собственным весом. Вот и приходится нарушать тем, кто не желает плестись на скорости 30 км/час.
С другой стороны, инициатива депутатов – якобы благородный шаг навстречу автомобилистам, которых тут и там хотят развести на деньги. Избавить от подстав, когда перед ними специально запускается медленный транспорт и провоцирует на запретный обгон по встречке. Водитель объезжает плетущийся трактор, и тут его поджидает инспектор. А дальше – как договорятся.
«Я считаю, что это абсолютно правильная инициатива. Благо у нас сейчас практически каждый экипаж ДПС оснащен радарами. Когда из-за одной машины страдают не один и даже не пять автомобилей, а сзади плетутся полсотни авто, нужно как-то вырабатывать желание у тихоходов уступать дорогу. Ведь сейчас правила прописывают это, но ничем не подкрепляют. Если не может транспортное средство ехать быстрее 30 км/час, значит, или машину надо чинить или платить штраф в случае неисполнения требований. Я думаю, меня поддержат многие автомобилисты, за исключением любителей грузить машины сверх нормы», – говорит председатель координационного совета регионального отделения «Свободы выбора» Алексей Бруй.
Но сейчас появились два нюанса, для разбора которых нужно оглянуться на 2010 год.
Тогда, после изменения правил, ГИБДД дала послабления. В зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» стало можно обгонять тихоходы, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. Но только в случае, если вы не пересечете запрещающую разметку. Если от встречки вас отделяет сплошная полоса, то под знаком обгонять нельзя было даже эти средства передвижения.
В конце марта 2012 года от Госавтоинспекции поступила новая партия разъяснений, где обгон тихохода через сплошную линию перестал квалифицироваться как нарушение. Схемы составляли те же авторы – неужели ошибка?
«Это связано с разъяснениями Верховного Суда от 9.02.2012 года: «Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку, согласно пункту 1 Приложения N 2 к ПДД, при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель», – дословно говорится в документе. Другими словами, здесь разъясняется, что знаки имеют приоритет над разметкой. И если знак разрешает обгон тихоходам, то разметка не может его запретить», – поясняет Юрий Панченко.
Но тут же мы находим очередной промах: Верховный Суд оговаривается, что есть запреты на обгон, кроме знака, – в частности, нельзя идти на этот маневр в условиях ограниченной видимости. А по ГОСТу знак 3.20 устанавливается как раз на участках дорог с «необеспеченной видимостью встречного автомобиля». Выходит, если соотнести ПДД и ГОСТы, то тихоходы нельзя обгонять под знаком «Обгон запрещен» ни при каких условиях.
Еще один нюанс: тихоходы – это транспорт, для которого изготовитель установил максимальную скорость 30 км/час. То есть грузовики, которые плетутся на скорости 20 км/ч, но имеют максималку более 100 км/час, к тихоходам не относятся. А значит, их нельзя обгонять в зоне действиях соответствующего знака.
Для тихоходной техники есть специальный опознавательный знак (красно-желтый треугольник) – именно он подтверждает статус транспорта и разрешает идти на обгон. Если вместо этого треугольника наклеен знак ограничения скорости 30 км/час, то обгонять уже нельзя. Как и идти на двойной обгон, если между вами и трактором затесалось «нетихоходное» транспортное средство. Но никаких штрафов за отсутствие этого «треугольника» нет, поэтому даже на настоящем тихоходе его может не быть. А на глаз определить эту категорию невозможно. Многие думают: раз трактор и едет на 25 км/час, значит тихоход. Например, трактор «Беларусь», который часто принимают за тихоходное транспортное средство, таковым не является, поскольку по паспорту он может развивать скорость до 34 км/час. Тихоходными тракторами являются такие модели, как «Кировец К-703М-12» или ХТЗ-17021, которые способны развить скорость до 29 и 30 км/час соответственно. Но у этих же производителей есть другие, более скоростные модели, которые на глаз не отличишь от медленных родственников.
Водители считают, что логичнее ввести штрафы за медленную езду по трассе и не морочиться с категорией тихоходов. Кроме того, это логичнее с точки зрения ПДД, которые равны для всех: ведь к обочине съезжать должны не только тихоходные машины, но и груженые фуры, которые просто со своей ношей не могут передвигаться быстрее 30 км/час. На взгляд автомобилистов, нужно поставить скоростное ограничение по нижней планке, чтобы на федеральные дороги не выезжали перегруженные или по природе медленные машины. Либо пусть учитывают степень загрузки, либо объезжают по альтернативным путям.
Фото: Схемы с сайта Gibdd74.ru