Московский центр борьбы с пробками предложил Госавтоинспекции отменить доверенности на автомобили. По мнению активистов общественной организации, этот документ может принести автовладельцу куда больше проблем, чем пользы.
«Институт доверенности на управление автомобилем совершенно себя изжил, – уверен руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. – Фактически ее оформление не несет полезных функций ни для водителя, ни для ГАИ, зато сколько вредных… В соответствии с российским КоАП, при отсутствии данного документа автомобиль эвакуируют на спецстоянку. В этом году такая процедура становится платной, и, по сути, честные, хоть и немного забывчивые граждане будут вынуждены выкидывать на ветер миллионы рублей! Ранее, в советские времена, забюрократизировать любой процесс было государственной забавой, но времена меняются».
В качестве примера эксперты приводят зарубежный опыт, где люди прекрасно обходятся без доверенностей. По словам Александра Шумского, во многих странах достаточно иметь при себе техпаспорт. Если автомобиль не числится в угоне – значит, все в порядке. Подобную практику можно было бы ввести и в России, тем более что список лиц, имеющих право на управление машиной, и так содержится в полисе «автогражданки». Вместо этого водители, ездящие на чужих машинах, вынуждены запасаться еще одним документом, подделать который не составляет труда. В то же время большинство задержанных за отсутствие доверенности попросту забыли ее дома или просрочили. В борьбе с угонами это не имеет никакого эффекта.
В ответ на инициативу об отмене по сути ненужных доверенностей, представители ГИБДД лаконично ответили: «Предложение может быть концептуально поддержано». Активисты «Центра борьбы с пробками» поняли это по-своему.
«ГАИ концептуально поддерживает отмену доверенности, но делать сама этого не хочет, – продолжает Александр Шумский. – Господин Кузин лукавит, говоря, что требуется какая-то законодательная инициатива. Нет, необходимо внести изменения именно в ПДД, а такие изменения всегда готовятся в коридорах ГАИ».
По мнению руководителя общественной организации, для этого даже не обязательно переписывать десятки нормативных актов, в которых так или иначе упоминается бесполезный документ. Можно было бы просто убрать требование возить доверенность с собой, но и на такой шаг Госавтоинспекция не решилась.
«В поправках, которые предлагает эта общественная организация, нет ни слова как минимум о двух важных моментах, – говорит юрист Евгений Калинин. – Во-первых, что делать, если в полисе ОСАГО будет указано «неограниченное число лиц»? Снова оформлять доверенность? Во-вторых, сам факт того, что доверенности необходимы – это не самая большая проблема. Нужно ограничивать возможности, которые получают несобственники автомобилей, имея на руках «генералку».
Стоит отметить, что похожие поправки в законодательство предлагались еще два с половиной года назад. Тогда депутаты ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов подали идею использовать ОСАГО вместо доверенностей. К чему подписывать еще одну бумагу, если имя водителя уже вписано в полис? Однако депутаты, отклонившие законопроект, в тот раз сослались на заключение правительства РФ и комитета по финансовому рынку, в котором говорилось о том, что застраховать машину может не только владелец, но и арендаторы. При этом страховщики не имеют возможности проверять, насколько законной была передача права пользования автомобилем. Тогда же свое мнение высказали представители ГИБДД, отметившие, что вернуться к этой идее можно будет после того, как в России заработает единая база по угонам. Сейчас такая база данных создана, но ведомство по-прежнему не спешит поддерживать инициативу. Поэтому следующей инстанцией, куда планируют обратиться активисты «Центра борьбы с пробками», скорее всего, станет правительство.
Фото: Фото с сайте Newzzz.kz