На днях правительство РБ утвердило республиканскую целевую программу по внедрению спутниковых навигационных технологий на 2012–2015 годы. Разработкой проекта занимался Госкомитет республики по транспорту и дорожному хозяйству совместно с федеральным сетевым оператором «НИС ГЛОНАСС».
Предполагается, что за четыре года действия программы ситуация на дорогах республики кардинально изменится. Разработчики уверены, что проект поможет сократить количество ДТП, увеличить пропускную способность дорог и повысить рентабельность пассажирских перевозок.
В первую очередь, системы ГЛОНАСС будут устанавливаться на общественном транспорте. О повсеместном оснащении автобусов навигаторами говорилось уже давно; некоторые перевозчики еще в позапрошлом году начали оборудовать свои машины такими приборами, хотя в большинстве случаев предпочли отечественным разработкам американскую систему GPS. Сейчас власти Башкирии планируют установить устройства ГЛОНАСС на весь пассажирский транспорт республики, что позволит объединить его в одну сеть.
«В первую очередь республиканская целевая программа предусматривает применение современных спутниковых навигационных технологий для создания системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками, – отмечают в Госкомитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству. – При внедрении системы решаются следующие задачи: мониторинг и контроль транспортных средств в режиме реального времени, местоположение, направление движения, скорость и время стоянок».
В этом случае диспетчеры получат возможность отслеживать любые нарушения графика движения, в том числе и несанкционированное использование машин. ГЛОНАСС поможет и в составлении расписаний и планировании количества автобусов, троллейбусов и трамваев в зависимости от пассажиропотока.
Еще одним направлением станет создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволит оперативным службам быстрее получать информацию о чрезвычайных происшествиях и, соответственно, быстрее добираться до места происшествия. Предполагается, что для этого на всех автомобилях должно быть установлено специальное оборудование, которое в случае опасности будет направлять сигнал SOS в службу спасения.
«Будет осуществляться звонок на экстренный номер 112 с использованием специальных признаков, которые позволяют на стороне оператора сотовой связи отделить звонки, идущие от автомобильных систем, от звонков, идущих от мобильных и стационарных телефонов, – объясняет принцип действия сервиса директор службы разработки абонентского оборудования «НИС ГЛОНАСС» Ярослав Домарацкий. – После установления соединения в рамках голосового канала с помощью специального механизма будет передаваться закодированная информация о дорожно-транспортном происшествии и транспортном средстве».
С 2013 года подобные устройства могут стать обязательными для использования в новых автомобилях. В то же время идеологи ГЛОНАСС не собираются принуждать владельцев более старых машин к установке таких приборов.
Несмотря на то, что система экстренного реагирования еще находится на стадии проекта, страховщики уже сейчас задумались о возможностях этой программы. Какие услуги предложат страховые компании своим клиентам, пока неизвестно, но не исключено, что в будущем стоимость полисов ОСАГО будет рассчитываться с учетом интенсивности эксплуатации автомобиля. Впрочем, как отмечают эксперты, для этого придется внести в законодательство слишком много поправок. Да и сами автовладельцы вряд ли обрадуются тому, что за каждой их поездкой пристально следят спутники: не исключено, что подобному сервису найдется не совсем законное применение.