Российские автомобили постепенно сдают свои позиции на рынке. Пока это коснулось лишь подержанных машин, однако эксперты уверены, что в скором времени иномарки выйдут в лидеры и в сегменте авто без пробега.
На днях аналитическое агентство «Автостат» опубликовало статистику продаж на вторичном авторынке за девять месяцев года. Выяснилось, что с января по сентябрь сменили владельцев 2,86 миллиона автомобилей, что на 2,5% меньше, чем в прошлом году. Аналитики отмечают, что такое снижение может быть связано с ростом покупательской способности россиян: все больше автомобилистов предпочитают новые авто подержанным. Это подтверждают и данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, согласно которым, продажи новых машин по сравнению с прошлым годом уже выросли на 45%. Здесь российские бренды еще не уступили первое место в рейтинге самых популярных моделей: таковой по-прежнему остается Lada Samara – «тринадцатые», «четырнадцатые» и «пятнашки» все еще пользуются особым успехом в народе.
В свою очередь, эксперты «Автостата» утверждают, что продажи на вторичном рынке росли лишь до апреля, после чего медленно, но верно поползли вниз. Согласно отчету агентства, отечественные автомобили с начала года потеряли в популярности 17%, в то время как продажи старых иномарок выросли на 10%, а общая доля зарубежных машин на вторичном рынке теперь составила 60%.
Оказалось, что больше всего покупателям автомобильного секонд-хенда по душе Toyota. На втором месте – Nissan, а замыкает тройку лидеров Ford. Следом идут и другие бренды: Mitsubishi (кстати, вся выделенная России партия недавно выпущенного под этой маркой электрокара i-MiEV уже успешно распродана), Volkswagen, Honda, Hyundai, Chevrolet, Opel и Mazda.
Если рассматривать конкретные модели, то список лидеров не сулит никаких сюрпризов: первое место у Toyota Corolla, вторая и третья позиции достались Ford Focus и Volkswagen Passat. Далее расположились Daewoo Nexia и Toyota Land Cruiser – судя по всему, дешевые сити-кары и громоздкие внедорожники у нас пользуются практически одинаковым спросом. Также в десятку лидеров вошли Mitsubishi Lancer, Toyota Camry, Hyundai Accent, Chevrolet Niva и Opel Astra.
Впрочем, отечественные автопроизводители не сдаются: с начала года один лишь АвтоВАЗ сумел продать через своих дилеров без малого полмиллиона новеньких «Лад». Первое место по продажам, как мы упомянули выше, заняла Samara: сейчас на эту модель действуют солидные скидки. На второй строчке – «Калина», следом за ней расположилась «Приора».
Конечно, иномарка иномарке рознь: как известно, многие модели уже давно и успешно производятся в России. Тем не менее, импорт автомашин с начала года уже вырос более, чем в полтора раза: за девять месяцев в страну было ввезено 670,8 тысячи иномарок. Что характерно, Toyota оказалась на первом месте и здесь: с января по сентябрь в Россию было импортировано 78 тысяч экземпляров различных моделей, выпущенных под этим брендом. На второй строчке – Daewoo, а замыкает тройку лидеров еще один японец – Nissan.
По данным сервиса «Автообъявления», на вторичном авторынке Уфы российские машины также сдают свои позиции. Сейчас в разделе размещено 168 предложений о продаже «нашемарок», из которых 140 - это «Лады» различных моделей. В то же время уфимцы охотнее распродают иномарки - на сегодняшний день здесь опубликовано 522 таких объявления.
«В лидерах – японские производители, которые наращивают производство после землетрясения, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – У них – наибольший прирост объемов импорта по отношению к аналогичному периоду прошлого года. К тому же они не очень активно развивают собственное производство в России, в отличие, например, от Chevrolet: это лидер по продажам, но в рейтинге по импорту не в первых рядах, поскольку все ввозится машинокомплектами и собирается на территории России».
Эксперты сходятся во мнении, что АвтоВАЗ будет терять свои позиции и дальше: все больше иностранных производителей предлагают модели, сравнимые по цене с «Ладами». Возможно, отечественный автопром спасет сотрудничество с альянсом Renault-Nissan, однако будущие совместные модели уже нельзя будет назвать полностью российскими. Если и это не поможет – пожалуй, спасать российское автомобилестроение в очередной раз придется правительству.