С 1 сентября вступили в силу новые требования к легковым такси. Отныне таксовать смогут немногие: закон должен убрать с дорог многочисленных частников-любителей. Предполагается, что на их место должны прийти профессионалы, готовые соблюдать ряд правил, специально разработанных для этой сферы.
Накануне в Госсобрании – Курултае РБ состоялось обсуждение республиканской версии закона о такси. Федеральный закон предполагает, что региональные власти смогут самостоятельно устанавливать те или иные нормы. Как именно будут работать таксисты в Башкирии – этот вопрос попытались решить представители практически всех заинтересованных ведомств: от Госкомтранса до ГИБДД. На заседание пригласили и руководителей служб такси со всей республики: в Курултае сочли, что принимать закон, не спросив мнения тех, кто будет вынужден его выполнять, как минимум, неразумно.
Напомним, что, согласно новым требованиям, на каждый автомобиль будет необходимо оформить специальное разрешение, повесить опознавательный оранжевый фонарь, установить таксометры и расписать борта «шашечками». Кроме того, станет обязательным проходить техосмотр каждые полгода. Требования к самим водителям нельзя назвать слишком жесткими: чтобы управлять такси, достаточно иметь хотя бы трехлетний стаж работы шофером или как минимум пятилетний общий водительский стаж. Предпринимателям, в свою очередь, придется контролировать техническое состояние машин перед выходом на линию и проводить обязательный предрейсовый медосмотр самих таксистов.
Судя по всему, таксовать в Башкирии будет если не проще, то, как минимум, выгоднее, чем в других регионах. Если в среднем по стране стоимость лицензии составит от 1000 до 2600 рублей, то в нашей республике стать «белым» таксистом можно будет всего лишь за 800 рублей, именно столько будет стоить пятилетнее разрешение. Оформлением документов будет заниматься Госкомитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству, а первые лицензии начнут выдаваться уже в середине сентября, когда будут решены все проблемы с необходимым ПО.
Что касается оформления автомобилей, то в Башкирии таксисты не получат практически никаких поблажек. Шашечки и фонарь будут обязательными, однако перекрашивать автомобили в единый цвет предпринимателям не придется: законодатели посчитали это требование лишним.
Закон больше защищает права пассажиров: как известно, бомбилы редко думают о безопасности своих клиентов. Поэтому с одной стороны, закон повысит качество услуг и избавит официальных перевозчиков от «серых» конкурентов.
С другой стороны, перевозчики понесут значительные расходы, в том числе и на закупку и установку морально устаревших таксометров. В результате стоимость поездки резко возрастет.
Сами службы такси от новых правил не в восторге. Участники рынка сомневаются в том, что нелегалы добровольно уйдут с рынка или легализуются. Скорее, «бомбилы» будут играть по тем же правилам, что и подпольные бордели: с объявлениями на столбах и постоянными сменами контактов.
«До вступления закона в силу все, что требовалось для того, чтобы открыть свою службу заказа такси – это несколько дней и несколько тысяч рублей, – говорит директор службы такси «Корона» Альберт Макиенок. – Найти помещение, купить «красивый» номер и подать объявление в газету: ни одно из этих действий не требует ни разрешений контролирующих органов, ни необходимости обладания статусом юридического лица. В новых требованиях непонятно одно: как государство планирует бороться с такими службами?»
По словам заместителя председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Андрея Быковского, нелегалов все же будет ждать наказание, вплоть до статьи «незаконное предпринимательство». Нормы административной ответственности за подобные нарушения вступят в силу с января будущего года.
Фото: Фото с сайта Focusyour.info, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО