Программа утилизации автохлама, благодаря которой многие автолюбители решились на приобретение новой машины, официально завершилась. По данным Министерства промышленности и торговли России, за все время действия программы ее участниками успели стать более 600 тысяч автовладельцев. Тем не менее, получить свои автомобили пока удалось далеко не всем, в некоторых дилерских автоцентрах очереди за машинами не закончились до сих пор.
По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова, все утилизационные сертификаты, предусмотренные программой, уже оформлены и выданы участникам. 512 тысяч человек уже стали счастливыми обладателями новеньких машин, однако дилеры задолжали покупателям по программе утилизации еще около 89 тысяч автомобилей. Все они должны быть выданы клиентам уже до конца этого года.
В то же время долги остались не только по автомобилям. Самому Минпромторгу еще предстоит перечислить автодилерам оставшиеся компенсации: на сегодняшний день из 30 миллиардов рублей дилерам возвращено лишь 21,7 миллиарда.
Ряд экспертов полагает, что программа утилизации автохлама фактически оказалась программой помощи одному-единственному автопроизводителю. Несмотря на то, что в списке машин, которые можно было приобрести, сдав свое старое авто в утиль, было 86 моделей от 21 производителя, львиная доля всех заявок пришлась на продукцию АвтоВАЗа. Представители Минпромторга уточняют, что 77% всех проданных в рамках программы утилизации автомобилей - именно «Лады», при этом почти половина из них - «классика».
Что характерно, в Башкирии результаты проекта оказались схожими. По данным Министерства промышленности и инновационной политики РБ, «Ладу» не предпочел лишь каждый пятый участник программы, при этом ни один из зарубежных брендов по популярности не смог набрать даже пяти процентов заявок.
В том, что большинство автовладельцев предпочли самые дешевые машины, министр промышленности и торговли России Виктор Христенко видит существенный минус всей программы. По его словам, на старый модельный ряд ушли огромные ресурсы, хотя одна из основных целей заключалась в том, чтобы пересадить россиян не просто на новые, а на современные автомобили.
Продлевать кампанию правительство не планирует, несмотря на то, что по российским дорогам по-прежнему ездят около 16 миллионов машин старше 10 лет. По итогам программы было решено, что российский автопром получил достаточную поддержку. В частности, Алексей Рахманов, выступая на заседании Общественного совета при Минпромторге, отметил, что авторынок сегодня показывает стабильный рост даже без дополнительной помощи со стороны государства.
Тем не менее, автовладельцы, возможно, получат еще один шанс на покупку нового автомобиля со скидкой от государства. Об условиях и перспективах такой программы говорить пока рано. Представители Минпромторга, которые участвуют в ее разработке, отмечают лишь, что проект будет рассчитан на социально незащищенные слои населения и совершенно точно не будет иметь ничего общего с программой утилизации.
Фото: Фото с сайта OldCars.wordpress.com