Хороших дорог в России станет больше: на днях стало известно, что дорожники готовят еще одно существенное изменение в ГОСТ. Как оказалось, смягчением требований ведомство планирует снизить стоимость строительства автодорог. Первый шаг в этом направлении затронет только сельские трассы. По словам главы Росавтодора Анатолия Чабунина, сегодня стандарты требуют, чтобы все дороги были как минимум двухполосными.
«Опыт показывает, что дороги можно строить в однополосном исполнении с разъездными карманами», – отметил чиновник.
Поддержат ли законодатели рациональных дорожников, пока неизвестно: в настоящее время документ проходит согласование с различными ведомствами и до его окончательного принятия еще далеко. Стоит отметить, что результат этих согласований может оказаться совершенно не тем, которого ожидают разработчики. В Росавтодоре, в свою очередь, уверены, что подобные послабления позволят сэкономить значительные средства при строительстве трасс в глухих местах: там, где мало жителей и практически нет машин. Еще один повод «думать наперед» заключается в том, что дороги постоянно требуют к себе внимания.
«Порядка восьми–девяти тысяч километров дорог федеральной сети должно ежегодно ремонтироваться, – говорит глава Росавтодора. – В 2011 году планируется отремонтировать 5,5 тысяч километров, в 2010-м этот показатель составлял 4,5 тысячи километров».
Отметим, что по официальным данным, сеть федеральных трасс – а это около 50 тысяч километров дорожного полотна – в этом году получила 170 миллиардов рублей из бюджета. В нормативном состоянии, по данным Росавтодора, находятся лишь 40% трасс.
Правозащитники и автоюристы утверждают: мало того, что дорожникам выделили невиданные деньги на ремонт и строительство трасс, так разработчики госстандартов изменили само определение хороших дорог. Как известно, прежде в стране действовал ГОСТ, согласно которому трасса считается ровной, если имеющиеся на ней выбоины не глубже пяти, не длиннее 15 и не шире 60 сантиметров. Новый стандарт слегка поправил эту формулировку: периметр ямы не должен превышать полтора метра. Как результат, водителям, разбившим машину на очередной выбоине, будет сложнее доказать свою правоту: по стандартам-то дорога ровная!
«Я бы сказал, что таким нехитрым способом дорожники просто нашли оправдание для некачественной работы, – утверждает юрист Евгений Калинин. – Смотрите сами: блогер Навальный запускает проект «РосЯма», ГИБДД сразу же получает десятки тысяч жалоб на качество дорог. С помощью закона простые автовладельцы заставляют дорожников работать. А те просто хотят оставить себе право на безделье».
В Уфе у дорожных служб все еще впереди, хотя уже сейчас республиканская Госавтоинспекция во главе с начальником ведомства Динаром Гильмутдиновым указала на соответствие городских улиц ГОСТам: недавно главный гаишник Башкирии заставил дорожников отремонтировать перекресток улиц Ульяновых и Максима Горького.
Головной боли тем, кто должен отвечать за хороший асфальт, добавляют и гражданские активисты. К примеру, уфимский бизнесмен Артем Фарвазетдинов, разбив свой автомобиль на одной из ям на улице Менделеева, в итоге дошел до Европейского суда по правам человека. Его требование восстановить все уфимские дороги в десятидневный срок не нашло поддержки в местных судах. Теперь за дело возьмется ЕСПЧ – рассмотрение иска, как рассказал сам Артем, начнется уже через месяц.
Фото: Фото с сайта Amazing-planet.net