Считать убийцами водителей, севших за руль в состоянии опьянения, предложила Общественная палата России. Депутаты Госдумы пока размышляют над тем, наказывать ли по всей строгости лишь виновников ДТП со смертельным исходом или поголовно всех, кто, напившись, управляет транспортным средством.
К уголовной ответственности за покушение на убийство предложила привлекать пьяных водителей член Общественной палаты России Ольга Костина: «Давайте вспомним, что автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности. Пьяный человек фактически садится за руль с пониманием возможности убийства. В таких случаях надо лишать прав навсегда. Временные меры годятся только тогда, когда человек нарушает правила дорожного движения, а не в тех случаях, когда на кону стоит чья-то жизнь или здоровье».
«Я думаю, что такая санкция – лишать пожизненно прав – давно необходима и востребована, – считает автолюбитель Валерий Изотов. – Что касается покушения на убийство, то эта мера воздействия неправомерна – поскольку пьяный не имеет умысла убить, он имеет желание прокатиться с ветерком. Вполне хватит обычной статьи УК – нарушение ПДД, повлекшее за собой смерть. Плюс пожизненное лишение».
«Считаю, что эта инициатива полностью оправдана и отвечает реалиям нашего времени, – подтверждает автолюбитель Олег Дерипасов. – Нынешнее наказание излишне мягкое, что фактически развязывает руки некоторым водителям. Есть избитое выражение: пьяный за рулем – преступник. И нет даже смысла бравировать дорожной статистикой. Единственное но, в нашей стране закон работает не для всех, а это означает, что наказание настигнет только смертных. Параллельно с этой инициативой нужно истреблять коррупцию в ГИБДД, кумовство и личные связи. А это уже утопия».
Вообще о жестких мерах к пьяным водителям регулярно вспоминают после каждой крупной аварий с участием оных. Однако ранее подобные идеи высказывались рядовыми участниками дорожного движения, не имеющими статуса, дающего возможность претворить их в жизнь.
«Я бы к такой категории и курящих людей в общественных местах отнес, – считает таксист Вилен Яхин. – Но пожизненно – это все же круто – надо всегда давать шанс исправиться. А вот лишать прав лет на 10 было бы здорово. Да еще штраф сделать тысяч на сто и к общественным работам приговорить – старушек и детей через дорогу переводить на нерегулируемых перекрестках – пусть почувствуют себя бесправными пешеходами».
В ГИБДД тоже соглашаются, что такое ужесточение наказания за пьяную езду действительно могло бы повлиять на ситуацию с аварийностью. Тем более что любое ужесточение наказаний, по статистике, сразу отмечается снижением количества ДТП со смертельным исходом. А это показатель, считают гаишники.
«Вспомните, в конце 90-х – начале 2000-х годов страну просто захлестнула волна таких ДТП, пьяных водителей задерживали тысячами, и многие из них уходили от заслуженного наказания, отделывались просто штрафом, – сказал начальник отдела пропаганды департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Шевченко. – Но принятие поправок в КоАП, которые предписали лишать пьяных водителей прав на 1,5-2 года, а тех, кто повторно сел за руль без удостоверения, подвергать административному аресту, позволило уменьшить число таких ДТП. Они резко пошли на спад, и эта тенденция сохраняется по сей день».
Вызывает обеспокоенность рост числа ДТП, водители – виновники которых отказались от прохождения медосвидетельствования. «Все мы прекрасно понимаем, что водители, которые отказались от прохождения медосвидетельствования, были пьяны, иначе мотивы их поступков просто непонятны, – отметил Владимир Шевченко. – Но лазейка в законодательстве, которая ранее позволяла им уйти от ответственности, давно ликвидирована, поэтому им также придется на время переквалифицироваться в пешеходов».
«Надо разбираться с регламентом работы экспертных служб, с тем, кто и как выдает медицинские справки, – считает Ольга Костина. – Экспертиза должна лучше работать. Она поможет выявить тех, кто регулярно употребляет наркотические вещества и алкоголь. Ни для кого не секрет, что большинство потенциально опасных водителей справки просто покупают. У нашей общественной организации был на контроле похожий случай, когда молодой человек сбил 14-летнюю девочку. Он тоже до этого допускал неоднократные нарушения. Подростка он изуродовал. Потом выяснилось, что «машина была не его», «сам он нигде не работает и не учится». Короче говоря, мы до сих пор бьемся, чтобы получить для пострадавшей девочки и ее семьи хоть какую-то компенсацию».
«Заявление госпожи Костиной – чистой воды популизм, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – Водители, пойманные в нетрезвом состоянии сотрудниками ГИБДД, и сейчас наказываются достаточно жестко: либо рублем, выплачивая огромные отступные, либо лишаются права управления на длительный срок. Статистики по подставам с «запахом» со стороны представителей органов не ведется, но случаи эти нередки – любой водитель с этим согласится. И сложно даже представить, что будет происходить в случае одобрения предложения госпожи Костиной – как с предложением пожизненно лишать права управления, так и с приравниванием к покушению на убийство. Исходя из ее логики, к покушающемуся на убийство можно приравнять абсолютно любого водителя, ведь он управляет средством повышенной опасности, и ДТП с трезвыми водителями случаются постоянно. В общем, предложение не выдерживает никакой критики, и здравомыслящие законодатели его не пропустят».
Пока предложение находится на рассмотрении. Скорее всего, юристы будут против такого закона – он не укладывается в существующую схему. Однако время ужесточения санкций против пьяных водителей уже назрело.