Массовая установка ГЛОНАСС-навигаторов на транспорт продолжается уже не первый год. Как известно, спутниковые системы за последнее время стали практически национальным проектом: навигаторами оснащается не только общественный транспорт, но и спецтехника. С последней проблем практически не возникло, однако для предприятий, занятых в сфере пассажирских перевозок, ГЛОНАСС чуть не оказался бесполезным.
Президент Башкирии Рустэм Хамитов неожиданно посетил один из столичных автовокзалов. Поинтересовавшись, как идет оснащение автопарка современным оборудованием, глава республики, к своему удивлению, обнаружил, что система до сих пор не работает в полную силу, а на многих автобусах вообще не установлены ГЛОНАСС-устройства.
Ранее представители Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству сообщали, что специалисты Управления автодорожного надзора по РБ проверили автовокзалы Башкирии. Все проверенные объекты, как выяснилось, соответствуют требованиям действующего законодательства, однако уже совсем скоро, с июня этого года, вступит в силу приказ Минтранса, в котором прописаны новые требования. В частности, автобусы и диспетчерские должны быть в обязательном порядке оборудованы системами ГЛОНАСС.
«Использование систем навигации позволяет планировать и соблюдать маршруты движения транспортных средств, контролировать оперативность доставки грузов, обеспечить безопасность водителя и пассажиров, – отмечают в Госкомтрансе республики. – Пассажирские автобусы и диспетчерские по регулированию транспортных средств должны быть оборудованы современными навигационными системами, чтобы вовремя предупреждать пассажиров о прибытии или задержке автобуса. В рамках федеральной программы субсидирования на закупку автотранспортных средств, оснащенных ГЛОНАСС, только за 2010 год республика приобрела 60 современных автобусов и 27 троллейбусов, оснащенных системами навигации».
Казалось бы, забота у государства только одна: уговорить частных перевозчиков на установку отечественного оборудования. Но, как выяснилось, проблем со спутниковым контролем гораздо больше.
Оказалось, что «научить» спутниковые системы тем функциям, которые необходимы перевозчикам, практически никто не может. Если для мониторинга работы техники обычно достаточно измерения пробега и расхода топлива, то общественный транспорт нужно обеспечить дополнительными сервисами. Яркий пример: после того как МУП «Уфагортранс» объявило список необходимых функций системы, от участия в конкурсе отказалась большая часть разработчиков программного обеспечения.
Несмотря на то, что навигационные приоритеты появились еще несколько лет назад, до сих пор ГЛОНАСС на уфимском общественном транспорте работает в пилотном режиме. «Башавтотранс», к примеру, сейчас тестирует оборудование на двух городских маршрутах и отмечает первые положительные результаты. Некоторые трамваи и троллейбусы МУП «Управление электротранспорта Уфы» также ездят под контролем двух самостоятельных проектов: по результатам этого «тест-драйва» будет выбрана одна система, которую и установят на весь столичный электротранспорт.
Такое промедление связано с тем, что изначально в перспективность ГЛОНАСС практически никто не верил: большинство перевозчиков предпочли GPS-приемники. С другой стороны, диспетчерам по-прежнему не хватает программного обеспечения: все существующее ПО разрабатывалось для конкретных заказчиков. Неудивительно, что частные перевозчики не торопятся с подготовкой к новым правилам: для большинства из них такие нововведения попросту нерентабельны.
Фото: Фото с сайта Jalopnik.com