Российские автомобилисты неожиданно столкнулись с уже забытыми табличками «бензина нет» на автозаправках. Острее всего проблему топливного кризиса ощутили на себе жители Алтайского края, где еще неделю назад многие АЗС попросту перестали продавать бензин, а заправки крупнейших компаний внезапно задрали ценники на 20 процентов и даже выше. Впрочем, даже желающие заплатить лишние деньги не всегда могли «накормить» свои авто: топливо продавалось лишь владельцам дисконтных карт и то не более 20 литров в один бак.
Нехватку бензина ощутили на себе и автомобилисты Новокузнецка, где топливо продавали только организациям по предварительным договорам. В Томске, в свою очередь, на линии не смогли выйти автобусы: на АЗС продавали лишь по 25 литров в одни руки, без оглядки на вместимость машины. И, конечно же, все это сопровождалось километровыми очередями и завышенными ценами.
В той или иной степени топливный кризис ощутили на себе жители Сахалина, Новосибирска, Брянска, Воронежа, Белгорода и многих других городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Разбираться в сложившейся ситуации пришлось прокуратуре и антимонопольной службе. Нарушителям вынесли предписания, но на этом проблемы не закончились: отменив ограничения на продажу бензина, АЗС не спешат возвращать прежние цены.
На вечный вопрос «Кто виноват?» есть как минимум два варианта ответа. C одной стороны, причины кризиса просматриваются в монополизме рынка, с другой – в неспособности государства удерживать цены.
«До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет, и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно, – цитирует РБК Daily слова генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. – На мой взгляд, там больше нагнетали панику: прошел слух о том, что бензин исчезнет, поэтому народ начал скупать бензин, который очень быстро закончился. Сомневаюсь, что на внутренний рынок его не поставляют или стали поставлять меньше. Нефтяные компании уверяют, что сейчас работа на внутреннем рынке не очень рентабельна – но на самом деле маржу на этих поставках наши нефтяники получают. Вряд ли они откажутся от нее в пользу экспорта сырой нефти. Из Алтая раздули проблему либо необдуманно, либо специально. Мы ведь понимаем, что есть более глобальная – в виде монополизации внутреннего рынка».
Тем не менее, за последнее время экспорт топлива увеличился на 67%. В итоге львиная доля бензина уходит за границу, а в собственных хранилищах почти ничего и не остается. И это при том, что в минувшем году добыча нефти в России вышла на рекордный уровень. Однако рецепт выхода из топливного кризиса оказался очевидным.
«Мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, хоть в каком-то регионе люди испытывали дефицит нефтепродуктов, – говорит премьер-министр страны Владимир Путин. – Подготовьте предложения соответствующих проектных документов, чтобы с мая этого года поднять вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты с тем, чтобы соответствующая экономика при экспорте и при реализации товара на внутреннем рынке была соответствующей».
Правительство справилось с поставленной задачей быстрее некуда: от разработки проекта Министерством энергетики до вступления документа в силу не прошло и трех дней. Отныне экспортеры бензина должны платить 408,3 доллара за тонну топлива – на 44% больше, чем прежде.
«В результате поставки на внутренний рынок окажутся более выгодными, чем на экспорт, – отмечают в пресс-службе Минэнерго. – Следовательно, те объемы, которые раньше уходили на экспорт, будут перенаправлены на внутренний рынок».
Добавим, что Башкирию бензиновый кризис не затронул – автозаправки работали в обычном режиме. Топлива в «нефтяной» республике достаточно, уверяют участники топливного рынка. Впрочем, это не помешало владельцам крупнейших сетей АЗС поднять цены: за последние дни литр 95-го и 92-го в Уфе подорожал в среднем на 40-50 копеек.
Фото: Фото с сайта ОtherSide.com.ua