Разговоры о том, что в столице Башкирии необходимо создать свой аналог московского Арбата, ведутся уже не первый год, причем на самом разном уровне. На этот раз за дело взялся президент республики Рустэм Хамитов, который обратился к читателям своего блога за советом: какая уфимская улица лучше всего подходит для подобной реконструкции?
В разное время чиновниками рассматривались несколько вариантов. Так, пешеходной зоной чуть не стала улица Мустая Карима, в те времена еще носившая название Социалистической. Еще раньше градоначальники подумывали развесить «кирпичи» на главной улице исторического центра – Ленина. К слову, в начале года эти планы чуть не получили новую жизнь: представители различных ведомств высказали несколько предложений по «оптимизации» транспортных потоков на участке от оперного театра до «Хрусталя». В частности, предлагалось пустить общественный транспорт по соседним улицам, сделать проезжую часть односторонней или вовсе запретить любому транспорту ездить на этом участке.
Большинство автовладельцев резко возмутились таким идеям, частично поддержав лишь пункт, касающийся общественного транспорта. Но и на соседних улицах лишнего места нет, поэтому проблему пробок это не решит.
Впрочем, свой Арбат Уфе по-прежнему нужен. Сегодня практически единственная пешеходная зона в центре столицы – это небольшой участок в самом начале Ленина, между улицами Заки Валиди и Пушкина. Поэтому уфимские градоначальники продолжают поиски подходящих вариантов.
«Предлагают в мэрии вариант – улицу Октябрьской революции. Отремонтировать старые дома, выправить фундаменты, открыть магазинчики. Ваши варианты?» – обратился к читателям своего блога Рустэм Хамитов.
Действительно, улица Октябрьской революции расположена весьма удобно: как известно, она находится между двумя уфимскими достопримечательностями. Дорога от Гостиного двора к Монументу дружбы, вдоль старинных домов, могла бы стать неплохим маршрутом для гостей города, считают в уфимской мэрии. Сами же уфимцы сочли предложенный вариант далеко не идеальным. «Эта улица и без того загружена, заставлять автовладельцев стоять в пробках ради ненужных амбиций – это уже слишком», – уверен водитель Ford Focus Юрий.
«Создать пешеходную зону в центре города – идея неплохая, только надо учесть, что Арбат в Москве – это не просто улица с отсутствием автомобильного движения, но и средоточие уличных художников, музыкантов и прочих «народных умельцев», – считает редактор сайта 102metra.ru Ольга Литовченко. – Это особая атмосфера. Для создания полноценного «богемного» уголка придется предпринять множество разных мер. Например, обеспечить нормальный проезд автомобильного транспорта по центру города, увеличить пропускную способность близлежащих улиц, чтобы не усугубить и без того плачевное положение с пробками в уфимском центре. Думаю, что для уфимского Арбата подошла бы улица Ленина (от Пушкина до гостиницы «Башкирия») или, например, улица Мустая Карима. Было бы неплохо организовать комплексный вариант (не в ущерб автомобилистам, конечно), как это сделано на Вацлавской площади в Праге. Там есть и проезжие части, а весь центр мэрия безвозмездно отдала художникам».
Уфа не единственный город, где сейчас остро встал вопрос пешеходных зон. К примеру, в Перми к лету планируют отдать под местный Арбат участки двух улиц города. «Хотя это и центр города, но это «тихий» центр. Достопримечательностей на этих улицах нет вообще!» – говорит пермский блогер Александр Глушков.
Соседние города вопрос с местными Арбатами решили уже давно: в Казани есть «Бауманка», в Самаре – «Ленинградка». В Челябинске городские власти также смогли найти выход из ситуации: пешеходную улицу с кафе, бутиками и скульптурами в народе стали называть «Кировкой» – по названию улицы.
«У нас не все одобрили появление пешеходной зоны, но в целом она не слишком мешает, так как выводит на перекресток нескольких крупных магистралей, – рассказывает редактор сайта Autochel.ru Артем Краснов. – Если бы она была проездной, нагрузка на этот перекресток была бы огромной, что в итоге могло бы привести к еще большим пробкам. А так на этом перекрестке движение весьма бодрое, а объехать пешеходную улицу можно по двум параллельным».
Но вернемся в Уфу. Очевидно, что идеальный вариант в историческом центре города найти невозможно. Видимо, именно поэтому эта тема еще с прошлого века остается актуальной.