Под Новый год власти приготовили для водителей целый мешок штрафных новшеств. В их числе пункты КоАП, касающиеся правил остановки и стоянки, расположения транспорта на проезжей части и требований знаков, разметки и светофоров. По мнению авторов предложения, новые суммы помогут избавить города от пробок и заставить водителей соблюдать правила.
Как сообщает «Российская газета», инициаторами проекта стали депутаты от «Единой России» Владимир Плигин, Александр Москалец и Мартин Шаккум. «В настоящее время транспортная проблема стоит очень остро, и нарушения ПДД представляют высокую опасность для эффективной организации дорожного движения. Также они становятся одной из главных причин дорожных заторов, – цитирует разработчиков издание. – К тому же незначительный размер штрафов за ряд нарушений не создает необходимых стимулов для соблюдения правил и использования специально оборудованных мест для парковки».
Итак, предлагают увеличить штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика с 700 рублей до 1000. До 800 рублей повышают наказание за пересечение стоп-линии на запрещающие сигналы. И последнее решение по разметке вызывает сомнения.
Во-первых, ее не всегда отчетливо видно, а знак «стоп», который дублирует линию, может закрыть троллейбус или грузовик. Во-вторых, нет ясности в квалификации нарушения. Например, водитель, заметив мигающий зеленый, начал тормозить, но удалось это сделать уже на красный и заехав за стоп-линию. В ГИБДД поясняют, что в таком случае – это несоблюдение требований разметки, которое может обойтись либо предупреждением, либо обернуться штрафом в 300 рублей. Были прецеденты, когда гаишники штрафовали водителей на 700 рублей, которые в ожидании зеленого сигнала двигались накатом еще на красный и заезжали за разметку. Почему на 700? Они рассматривали этот факт как проезд на запрещающий сигнал светофора.
«Представьте, что автомобиль стоит в левой полосе перед стоп-линией, справа – троллейбус. За разметкой – зебра. Водитель решает на красный проехать за стоп-линию, газует, а из-за троллейбуса – пешеход. Это чистое движение на красный, которое привело к ДТП. То есть пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал – это нарушение требований светофора. Поэтому наказание в 700 рублей совершенно справедливое, – говорит автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Другое дело, когда водитель при мигающем зеленом уже начал тормозить, но полная остановка произошла за линией разметки и на красный свет машина не двигалась. При условии, что он не въехал на пересекаемую проезжую часть и не создал помех пешеходам, нарушения нет. Например, в Татарстане такие случаи фиксирует автоматика. Насколько я знаю, там делают два снимка: на первом смотрят, где находилось авто до включения красного, на втором – где было после. Если машина была за стоп-линией уже в момент желтого или красного сигнала, то водителя не наказывают».
Водители считают, что наказания в 700 рублей – достаточная мера для пресечения подобных нарушений: «Если ты адекватный человек, то и так не поедешь на красный, и тебе что 100 рублей, что 700 – все равно, – считает автолюбитель Олег Беспалов. – А если водителю плевать на всех, он будет летать на красный и при тысячерублевом наказании. В конечном счете пострадают рядовые автовладельцы, которые оказались на грани выбора. Одно дело Москва с их средней зарплатой в 30 тысяч рублей: минус тысяча – это не так существенно, в отличие от Перми с нашими доходами в 12-15 тысяч рублей».
«Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
По статистике, самой популярной причиной аварий в течение 10 месяцев было нарушение правил очередности проезда: на нее приходится 21% всех ДТП. Как правило, это столкновения, которые произошли при повороте налево. Сейчас за непредоставление преимущества на перекрестке предусмотрен штраф от 100 до 200 рублей. По инициативе депутатов он тоже подлежит изменению – до 1000 рублей.
Нарушения, которые приводят к образованию пробок, будут караться не менее жестко. Именно на их долю выпало большинство поправок. Например, за нарушение правил остановки или стоянки в местах, предназначенных для транспорта инвалидов, придется оплатить штраф 500 вместо 200 рублей, а предупреждать вовсе никого не собираются. В пользу тысячерублевых штрафов отказываются от наказания в 300 рублей за остановку (за исключением вынужденной) на пешеходном переходе или ближе пяти метров до него, а также на тротуарах при создании помех.
Если вы остановились без уважительной причины или припарковали авто на остановке маршрутного транспорта или на расстоянии менее 15 метров до него, попрощайтесь с тысячей вместо сотни. За остановку и стоянку в тоннеле предлагается штрафовать на полторы тысячи. Встали во втором ряду проезжей части – готовьте тысячу. Даже за остановку и стоянку на трамвайных путях предусмотрели отдельное наказание – от 1000 до 1500 рублей. Хотя стоянку в таких условиях даже представить сложно. Не совсем ясно, как будут составлять протоколы в отношении водителей, которые неправильно припарковали машины и ушли в офисы на 8-часовой рабочий день. Не будет же патрульный экипаж дожидаться владельца все это время! Там, где разрешено, автомобили вывозят на штрафстоянку, в противном случае – они так и остаются помехой.
Придется раскошелиться, если выехали на перекресток, забитый автомобилями. Оказались на пересечении проезжих частей, затор вынудил вас остановиться, вы помешали поперечному потоку? Всё – вместо ста рублей вас могут оштрафовать на сумму от 500 рублей до 1000.
В ГИБДД также ссылаются на пренебрежение правилами проезда перекрестков, когда возникает разговор о городских пробках: «Машины останавливаются в центре пересечения проезжих частей. Движение задним ходом здесь запрещено, да и двигаться, собственно, некуда – за автомобилем уже столпился другой транспорт. В результате поперечное направление парализовано, они простаивают свой зеленый свет, потом пытаются проехать на красный. Таким образом пробка разрастается, как снежный ком», – комментируют в ГИБДД.
Сейчас за это нарушение и не штрафуют – суммы маленькие, да и как выдернуть нарушителя из плотного потока? Пока протокол будут оформлять, транспортный хвост станет еще длиннее. Впрочем, и штрафовать придется всех, кто стоит на пересечении по всем направлениям. Одним словом, нереально. Изменится ли что-то с введением новых штрафов – возможно, только большую эффективность принесли бы регулировщики, отсекающие всех нетерпеливых.
Более подробно о планируемых изменениях можете узнать из таблицы. Когда поправки вступят в силу, говорить рано. На данный момент законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.