АвтоВАЗ начнет выпускать Lada Kalina и Lada Priora с автоматической коробкой передач. Серийное производство этих моделей начнется в 2012 году. Основным поставщиком автоматов станет японская компания Jatco, которая выпускает шестиступенчатые АКПП для Renault, Nissan и Mitsubishi. По оценке экспертов, это несколько приблизит отечественный автопром к современным технологиям, от которой он отстал как минимум лет на десять. Но вместе с этим стоимость автоматических «Лад» может вырасти до предела, где конкурировать с иномарками будет очень сложно.
О запуске Lada с автоматической коробкой в серию сообщил в интервью «ВАЗ-ТВ» президент завода Игорь Комаров. Сроки внедрения, по его словам, составляют не менее 18-20 месяцев: «Быстрее это просто не делается и связано с требованием безопасности и подготовкой других узлов и агрегатов для того, чтобы поставить производство на конвейер».
Насколько реальны эти планы, предугадать сложно, ведь завод собирается наладить серийный выпуск машин с АКПП уже несколько лет. Г-н Комаров еще в прошлом году заявлял, что это произойдет в 2010-ом. Машины укомплектуют коробками Nissan, а к 2012 году отечественными семиступенчатыми KATE калининградской сборки. Тогда патентованная кинематическая схема этих коробок пиарилась не хуже прохоровских «ё-мобилей». Но, как видим, чуда не случилось. В 2007 году предшественник Комарова Борис Алешин обещал внедрить автоматические коробки к 2009 году, чтобы успеть раскрутить продукт, пока иностранные автокомпании не начали активное производство в России. Зарубежные автоконцерны уже отстроили собственные площадки, скупают отечественные производства, а «Лады» с автоматами так и не появились. И вот – новые обещания. Кончится ли день сурка?
Какие бывают автоматы? Первыми массовыми автоматами стали планетарные коробки с гидротрансформаторами. Позже к ним присоединились вариаторы (бесступенчатые трансмиссии), роботизированные коробки передач (обычно, на «базе» механических), и совершенно новые коробки передач типа DSG. АвтоВАЗ планирует использовать автоматы Jatco классической конструкции с гидротрансформаторами.
«Интересно, что это за срок внедрения – 18-20 месяцев? – рассуждает владелец Lada Kalina Антон Страхин. – Насколько мне известно, в Японии за два года разрабатывают новый автомобиль, проводят его испытания и запускают в серию. А здесь речь идет не о разработке коробки передач с нуля, а лишь об адаптации готового узла к существующим автомобилям. Мне кажется, сроки выбраны слишком вольготные, и это большой минус АвтоВАЗу, потому что недорогих машин с «автоматами»нам очень не хватает. Ведь недорогие машины часто покупают новички, и именно они нуждаются в таких трансмиссиях больше всего. Тем более после введения пошлин дешевый бэушный импорт с автоматами почти умер и альтернатив для новичков почти не осталось – либо «наша» машина на механике, либо иномарка с «автоматом» – но дорого».
Специалисты считают, что переход к АКПП для отечественной автомобильной промышленности- это шаг долгожданный и необходимый.
«Российские автомобили в своем роде уникальны – они отстают от ведущих мировых производителей минимум на 10-15 лет, – цитирует эксперта компании «Развитие бизнес-систем» Александра Филимонова газета «Взгляд». – Соответственно, и технические узлы, и комплектующие – это вчерашний, а то и позавчерашний день автопрома. Поэтому установить автоматическую коробку, тем более японскую – это значит технически переделать автомобиль».
История АвтоВАЗа начинается с 1966 года. В США к этому времени в автомобилях уже сменилось несколько поколений полуавтоматических трансмиссий и применялись традиционные в нашем понимании коробки. Сейчас на иномарки устанавливаются и 8-ступенчатые автоматы, и DSG, а «Лады» до сих пор не имеют альтернатив механике.
Первая полноценная автоматическая трансмиссия создана американским General Motors. В 1940 г. она появилась на марке Oldsmobile, потом – на Cadillac и Pontiac. Позже использовалась на Bentley, Hudson, Rolls-Royce и некоторых моделях военной техники. С 1950 по 1954 год – на автомобилях Lincoln. Впоследствии Mercedes-Benz разработал на её основе 4-ступенчатую трансмиссию. Последним годом их установки стал 1954, когда они были доступны на самой недорогой марке корпорации Chrysler – «Плимуте». В середине 60-х годов окончательно утвердилась современная схема P-R-N-D-L. В прошлое ушли кнопочные переключатели диапазонов и старые образцы трансмиссий без парковочной блокировки.
«Очевидно, АвтоВАЗ старается постоянно концентрировать на себе внимание и создавать видимость инноваций в собственном производстве, – считает аналитик компании «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина. – То, что автоматы будет поставлять иностранная компания, вполне закономерно – в России нет массового опыта создания этой продукции».
Чтобы «Приоры» и «Калины» с автоматами быстро расходились, их стоимость не должна превышать 250-260 тысяч, считают эксперты. Однако это вариант идеальный и недостижимый. Уже сейчас самые простые комплектации этих моделей с МКПП стоят 295 000 и 262 000 рублей соответственно. Насколько поднимется цена в течение двух лет, неизвестно. По опыту продаж иномарок разница между вариантами коробок обходится клиентам в 30-40 тысяч рублей. То есть по минимуму «Калина» с автоматом встанет в 300 тысяч, а «Приора» – в 350 тысяч рублей.
«Спрогнозировать спрос сейчас сложно, но, в первую очередь, он будет определяться стоимостью предложения. Если цена вырастет ощутимо, тогда придется конкурировать с иномарками, что очень непросто. Как и оценить, насколько это предложение вообще интересно покупателям. Все привыкли, что ВАЗы идут только с механической коробкой, поэтому даже не интересуются автоматами», – говорит коммерческий директор компании «Автовек» Константин Киселев.
Предложение иномарок на автомате в пределах 400 тысяч и даже 450 тысяч невелико, поэтому ВАЗам опять придется конкурировать с Renault Logan (421 000 рублей) и Sandero (431 000 рублей), возможно, с ZAZ Chance, которые появятся в следующем году и будут стоить порядка 300 тысяч рублей.
Сейчас уже существует практика установки иностранных АКПП на Lada Priora и Lada Kalina. Однако стоимость удовольствия – 70-80 тысяч рублей. Конечно, это дороже, чем серийная установка, поскольку приходится менять не только коробку, но и «смежные» системы.
До сих пор АКПП на машинах отечественного бренда появлялась лишь на Volga Siber, что неудивительно, ведь машина на 90% – это «американец» Chrysler Sebring.
Возможно, у автоматических «Приор» и «Калин» великое будущее, ведь предпочтение АКПП отдают все больше автомобилистов. По данным «Автостата», почти 50% новых иномарок (то есть каждая вторая машина), проданных в первом полугодии, были на автомате. Три года назад на их долю приходилось только 20% рынка.