В России появилась еще одна общественная организация. Удивительно, но до последнего времени ничего подобного в стране не существовало: есть десятки союзов автомобилистов, велосипедистов, даже владельцы машин определенных марок имеют возможность вступить в «профильное» сообщество. Лишь самые многочисленные участники движения – пешеходы – все никак не могли объединиться в «клуб по интересам».По крайней мере, попытки создания подобных организаций до сих пор не привели к какому-либо результату.
Недочет, наконец, исправили. Вновь созданное межрегиональное общественное движение «Союз пешеходов» поставило перед собой довольно трудные задачи: снизить количество ДТП с участием пеших участников движения, повысить юридическую грамотность населения и по возможности сделать дороги более безопасными.
Пункт о юридической грамотности в программе «Союза пешеходов» указан неспроста: немногие пешеходы, попавшие под колеса, знают о возможности получения компенсаций по ОСАГО.
«Федеральный закон РФ об обязательном страховании автогражданской ответственности устанавливает право потерпевшего предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы – 160 тысяч рублей, – говорит руководитель республиканского центра урегулирования убытков компании «Росгосстрах» в РБ Олег Кутняков. – При этом фиксированные выплаты по жизни лицам, имеющим право, в соответствии с гражданским законодательством, на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего составляют 135 тысяч рублей, и не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение».
«За год на наших дорогах находят смерть почти 10 тысяч пешеходов, причем около тысячи гибнут на «зебрах», – говорит председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов. – По официальным данным, на «зебре» получили ранения около 17 тысяч пешеходов. Каждый день даже на размеченных переходах в среднем сбивают 47 человек, из них трое расстаются с жизнью».
На официальном сайте организации пешеходы могут не только высказаться по поводу «обнаглевших водителей», но и высказать свои предложения по поводу организации движения. Идеи впечатляют своей радикальностью: к примеру, некий Илья Бобков предлагает устанавливать «лежачих полицейских» перед пешеходными переходами.
Впрочем, инструкции по компенсациям и подобные безумные предложения – далеко не основные задачи союза. В первую очередь, активисты планируют разъяснять пешеходам ПДД и призывать водителей к аккуратности на «зебрах». Главное, чтобы дело не дошло до открытого противостояния, хотя уже сейчас в «Союзе пешеходов» заявляют, что будут учить автомобилистов вежливости, в том числе снимая их нарушения на видео.
«Большинство водителей – это люди, которые накопили на автомобиль, отучились в автошколе и выучили ПДД, – говорит администратор ICQ-сервиса «Анти-ГАИ» Роман Баклушин. – Они знают правила поведения на дороге вне зависимости от своей «роли». Пешеходы – все остальные, которые ходят, где захотят и как захотят, они ведь ПДД не учили и вообще не в курсе о многих вещах. Это не изменить, но можно исправить».
По статистике, наезды составляют около трети от общего количества аварий. Однако у этой медали две стороны. Руководитель «Союза» подчеркивает, что водители зачастую не тормозят перед пешеходными переходами, а ГИБДД, в свою очередь, считает, что пешеходы нередко сами лезут под колеса. К примеру, только в Башкирии каждое шестое ДТП было спровоцировано именно пешими участниками движения. Так что «непогрешимость» пешеходов остается под большим сомнением: считать, что во всем виноваты водители, как минимум, глупо.