В Башкирии подвели предварительные итоги второго этапа программы утилизации старых автомобилей. Стоит отметить, что количество выданных свидетельств по сравнению с весной резко уменьшилось. И если за неполные четыре месяца, на которые растянулся первый этап, Министерство промышленности и инновационной политики РБ зарегистрировало 12,5 тысячи оформленных сертификатов, то на этот раз по итогам двух месяцев действия программы цифры на порядок скромнее.
Дело, конечно же, не только в том, что желающих стало меньше: очереди за «семерками» никуда не исчезли. Зато вступил в силу ряд ограничений, которые не позволяют дилерам выдавать столько сертификатов, сколько им хочется. Поэтому мониторинг, проведенный специалистами министерства, на этот раз не выявил резкого разрыва между количеством оформленных скидок и реально проданных машин. С 21 июня и до конца лета республиканские автодилеры успели выдать без малого три тысячи сертификатов.
«В ходе реализации второго этапа проекта, по состоянию на 31 августа, оформлено свидетельств 2829, продано автомобилей 1601, – отмечают в Министерстве промышленности и инновационной политики РБ. – Утилизаторами республики принято на утилизацию 8853 старых автомобиля. В соответствии с условиями второго этапа, порядок проведения эксперимента (оформление и регистрация свидетельств об утилизации, регистрация договоров купли-продажи, размер скидки, порядок возмещения расходов торговым организациям и др.) остался прежним».
Для сравнения, в ходе первого этапа показатели отличались в три с половиной раза: 3821 проданный автомобиль против 12 526 выданных сертификатов.
По данным МПИП РБ на 31 августа 2010 г.
Как и ожидалось, предпочтения покупателей не изменились: по-прежнему подавляющее большинство участников программы предпочитают ВАЗы. На автомобили других брендов приходятся считанные единицы заявок.
«Думаю, это связано как со стоимостью, так и со временем, которое занимает оформление и доставка выбранного автомобиля, – считает представитель Федерации автомобилистов России в РБ Ильяс Чанышев. – Но, даже приобретая «Ладу», люди порой стоят в очереди по полгода. Почему так – никто объяснить не может. Люди согласны на любой автомобиль, уже не выбирая ни цвет, ни комплектацию. На данном этапе можно предположить, что во многих случаях программу тормозит так называемый человеческий фактор».
Действительно, жалобы на дилеров имеют место. Покупатели отмечают, что в некоторых автоцентрах появилась новая «услуга»: за скромное вознаграждение вам выдадут машину вне очереди, причем «плата за срочность» может достигать половины номинала сертификата. Не хотите платить – извольте ждать.
«За два месяца очередь совершенно не продвинулась!» – возмущаются несостоявшиеся автовладельцы.
В то же время сами автомобили продолжают дорожать. В частности, последние изменения в прайсах были объявлены «АвтоВАЗом» как раз перед 1 сентября: цены на весь модельный ряд автогиганта с осени подскочили на 2–6 тысяч рублей.