В стране торжественно начался второй этап государственной программы утилизации старых автомобилей. Изначально программа была рассчитана на полгода, однако редкая возможность приобрести новое авто на 50 тысяч дешевле пришлась по нраву многим, и лимит в 200 тысяч утилизационных сертификатов был исчерпан всего за три с половиной месяца.
В то же время автопарк страны заметно моложе не стал: отправленные под пресс 200 тысяч машин практически никак не смогли изменить ситуацию, поскольку это лишь малая часть того, что можно было бы утилизировать. В общей сложности в России насчитывается несколько десятков миллионов автомобилей старше 10 лет.
Не так давно премьер-министр Владимир Путин дал правительству указание найти еще 10 миллиардов для «второй части»: по замыслу премьера, необходимо отправить в утиль еще как минимум 200 тысяч старых автомобилей и только после этого сворачивать программу. С другой стороны, даже полностью загруженный работой конвейер «АвтоВАЗа» пока не дает автогиганту вылезти из кризиса. Искусственное стимулирование спроса должно помочь производителю твердо встать на ноги.
«По мнению Владимира Путина, программу утилизации надо будет завершить в 2011 году, – говорит экономист Андрей Потапов. – Между тем популярность программы настолько высока, что все выделенные деньги могут закончиться уже осенью. Однако третьего этапа, скорее всего, не будет».
Деньги на реализацию второго этапа программы утилизации автохлама нашлись. Официально выдачу новых сертификатов должны были начать еще вчера, однако многие клиенты дилерских центров, получившие право на скидку еще в рамках первого этапа, до сих пор не могут этим правом воспользоваться: нет товара на складах. При этом Минпромторг России, который курирует выполнение программы, объявил, что в ближайшее время проверит все выданные сертификаты.
«В срок до 5 июля 2010 года будет осуществлена проверка свидетельств, выписанных дилерами, на наличие заключенного договора купли-продажи, – сообщили в Министерстве промышленности и внешнеэкономических связей РБ. – Регистрация договоров должна быть осуществлена в электронной системе, обеспечивающей выписку свидетельств. В связи с запуском второго этапа федеральной программы по утилизации свидетельства, по которым не будет осуществлена регистрация договора купли-продажи, будут аннулированы 6 июля 2010 года».
Иными словами, у автодилеров осталось меньше двух недель, чтобы разобраться со своими обязательствами. Как будут компенсироваться аннулированные сертификаты, пока неясно. Но живых денег владельцы автохлама не увидят в любом случае.
В данном случае могут быть спокойны лишь те, кто новой «Ладе» предпочел новую иномарку. К сожалению, таких людей относительно немного, но именно поэтому проблем с получением машины у них, скорее всего, не возникнет. Объемы продаж меньше, соответственно, дилерам проще обеспечить покупателей автомобилями. В то же время дилеры отечественных автопроизводителей испытывают невиданный наплыв покупателей. К примеру, только в Башкирии отдали предпочтение «Ладам» порядка 85% участников программы. Оставшиеся 15% заявок достались дилерам всех остальных брендов. Точную статистику Минпромторг сможет опубликовать после детального анализа выданных свидетельств, однако по итогам трех месяцев с уверенностью можно говорить о том, что вся программа в итоге стала бенефисом одного бренда. В частности, в Башкирии на автомобили некоторых производителей вообще не было подано ни одной заявки.
Правила второго этапа в Минпромторге менять не стали. Все недоработки, которые выявлялись на практике, были скорректированы «на ходу». Остальные скользкие моменты, по всей видимости, устраивают чиновников, поэтому программа продолжится на прежних условиях. Получить сертификат из «второй очереди» можно уже сейчас: вопросы финансирования правительство решило на удивление быстро.