Мой дом Автохламу завинчивают гайки

Автохламу завинчивают гайки

Как и ожидалось, программа утилизации закончится раньше, чем планировалось: все 200 тысяч сертификатов могут разойтись задолго до ноября. Подобные прогнозы озвучивались уже давно, с одной только разницей...

Как и ожидалось, программа утилизации закончится раньше, чем планировалось: все 200 тысяч сертификатов могут разойтись задолго до ноября. Подобные прогнозы озвучивались уже давно, с одной только разницей: на этот раз об этом официально заявило руководство Минпромторга России, обозначив куда более сжатые сроки возможного окончания утилизационной программы.

За два месяца, прошедших с начала программы, выдано более половины запланированных сертификатов. На сегодняшний день не выданными остаются немногим более 80 тысяч ваучеров, но и их разберут в ближайшее время.

«Все положенные 200 000 свидетельств, пожалуй, отдадим недели через три, – заявил агентству Reuters глава Минпромторга Алексей Рахманов. – Сейчас каждый день выдаем по 3600 сертификатов».

Эксперты опасаются, что в ряде случаев уже выданные сертификаты могут оказаться пустой бумажкой. В особенности это касается тех, кто остановил свой выбор на наиболее дешевых машинах, к примеру, ВАЗ-2107. Таких покупателей большинство, поэтому неудивительно, что машины быстро закончились, «АвтоВАЗ» не успевает собирать «семерки», а за несуществующими машинами уже выстроились огромные очереди.

«Мы не хотим выдавать «пустые» свидетельства, не обеспеченные гарантиями поставки машин потребителям», – продолжает Алексей Рахманов.

Автозаводы не успевают за спросом – именно это подтолкнуло Минпромторг «нажать на тормоз». На минувшей неделе ведомство ввело ограничения на выдачу сертификатов дилерами. Главный критерий, по которому теперь продавцы сохраняют возможность выдавать ваучеры, – соотношение уже выданных сертификатов и фактически проданных по федеральной программе машин. Сейчас этот показатель не должен превышать 3:1. В дальнейшем планируется еще сильнее ужесточить условия выдачи свидетельств: на каждый выданный сертификат должен будет приходиться один проданный автомобиль. Иными словами, пока автодилеры не отдадут покупателям обещанные машины – дальше работать по акции они не смогут. Контроль за выполнением этих требований будет возложен на компьютерную базу данных, в которую автоцентры вносят информацию о каждом выданном сертификате.

В дилерских центрах утверждают, что времени на обмен сертификата на машину у бывших владельцев автохлама предостаточно.

«На данный момент свободных сертификатов в стране осталось порядка 81 тысячи штук, сертификат можно будет обменять на автомобиль до ноября 2010 года, более того, список автомобилей, которые можно приобрести по программе утилизации, пополнили новые модели, в том числе и новый внедорожник Skoda Yeti, – говорит директор по продажам компании «МС Моторс» Дмитрий Гусаров. – Сертификаты мы выдаем, оформление документов происходит достаточно быстро, в среднем новую машину клиент может забрать уже через один-два дня. Кроме того, на Skoda Fabia у нас действует скидка в сумме 50 тысяч рублей дополнительно к 50 тысячам, которые покупатель получает по программе утилизации».

Несмотря на то, что уже сами разработчики программы признают, что лимит средств, выделенных для утилизации автохлама (а это 10 миллиардов рублей), будет достигнут на полгода раньше положенного срока, о продлении акции речь пока не идет. Впрочем, никто не говорит и о том, что «кто не успел – тот опоздал». Видимо, в Минпромторге до сих пор взвешивают все «за» и «против»: продолжить искусственно поддерживать спрос на продукцию отечественного автопрома или прекратить выделять миллиарды бюджетных средств на стимулирование спроса. Однако совершенно ясно, что из всех мер, предпринятых правительством для поддержки автопрома, программа утилизации оказалась наиболее эффективной. К тому же такого ажиотажа не ожидали даже эксперты: проведенные в феврале соцопросы не показали большой популярности программы. С другой стороны, 200 тысяч машин – это капля в море. Автохлама накопилось куда больше, по оценкам Минпромторга, в стране живет около 14 миллионов потенциальных клиентов утилизационной программы.

Опыт зарубежных стран, где уже проводились подобные акции, показывает, что вслед за всплеском покупательского спроса наступало вполне логичное снижение продаж.

«Итоги российской программы утилизации будут аналогичными, – считает экономист Андрей Потапов. – После резкого повышения спроса на рынке наступит затишье, продажи снизятся до уровня 2009 года».

Вопрос о дальнейшей судьбе программы утилизации должен решиться в ближайшее время: сертификаты не бесконечны, бюджет страны не резиновый, а желающих купить новую машину на 50 тысяч дешевле – хоть отбавляй.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем