В минувшую субботу по всей стране – от Калининграда до Владивостока – прокатилась волна митингов автомобилистов. Требования были везде одни и те же: против повышения транспортного налога, против безальтернативных платных дорог, за реформирование ГИБДД и так далее: полный список требований содержал более десятка пунктов. Основной лозунг, под которым прошли митинги, заключался во фразе «Хватит нас доить!». Организатором акций протеста выступила Федерация автовладельцев России и активисты движения «Левый фронт».
В Уфе все прошло относительно спокойно. Организаторы, как положено, согласовали акцию протеста на площади имени Ленина, а предварительно решили провести автопробег из разных концов города. За несколько часов до объявленного времени сбора проспект Октября уже начал пестреть кислотно-желтыми жилетами сотрудников ГИБДД. Особенно много их было, разумеется, в районе Горсовета.
Митинг обещал собрать довольно много участников – только в сообществе в социальной сети «В контакте» почти полторы тысячи человек изъявили желание прийти на акцию протеста. Кроме того, предстоящий митинг активно обсуждался на городских интернет-форумах и на самом сайте Федерации автовладельцев. На деле не испугались погоды и пришли на площадь максимум человек 150.
Автопробег, по словам регионального представителя ФАР в РБ Ильяса Чанышева, прошел практически без приключений. Хотя некоторых автомобилистов, по их же рассказам, останавливали сотрудники ГИБДД по надуманным поводам.
«В целом, все доехали хорошо, сотрудники ГИБДД практически не мешали движению автоколонн, хотя не обошлось без вынужденных остановок, – говорит Ильяс Чанышев, – некоторые проблемы возникли уже при подъезде к месту проведения митинга – долго не могли найти место для парковки».
Действительно, все повороты, которые обычно используются водителями для въезда на площадь Ленина, в этот раз были закрыты инспекторами.
«Здесь пешеходная зона, въезд запрещен», – с такими словами гаишники разворачивали всех, кто пытался въехать на площадь. На справедливые возмущения, дескать, какого черта – всю жизнь здесь ездили, инспекторы пожимали плечами, повторяли про пешеходную зону и заставляли искать другой въезд. Полтора десятка машин, которые успели занять небольшой «карман» недалеко от планетария, после недолгих разбирательств были вынуждены искать другое место парковки.
К 15:30 место нашлось – довольно скромная стоянка у Русдрамтеатра. Организаторы довольно быстро установили аппаратуру, растянули транспарант с надписью «Хватит нас доить!», подняли флаги и приступили к главному: стали озвучивать свои требования.
Каждый лозунг, разумеется, сопровождался гулом одобрения собравшихся.
Протестующие автомобилисты были не одни. Буквально в сотне метров, у памятника Ленину (а это, как известно, самое излюбленное место не только у митингующих, но и у молодоженов) проходил еще один пикет, организованный общественным движением «Кук буре» в честь годовщины образования Башкирской Советской автономии. В субботний день, кстати, и без молодоженов не обошлось: традиционное фото на фоне Ильича дополняли кумачовые транспаранты. Поскольку «Кук буре» начали на час раньше, то к 16:30 многие участники вместе с транспарантами переместились к зданию театра, где пикетировали автомобилисты. Таким образом, к околоавтомобильным требованиям (против высоких ввозных пошлин, «особых» категорий водителей и прочего) добавились и социальные – ЖКХ, высокие цены и низкие пенсии. А вот и полный список требований, заранее объявленный на сайте Федерации автовладельцев России:
отменить принятый в 2009 году закон, дающий право регионам увеличивать размер ставки транспортного налога в 10 раз;
вернув ставки на прежний уровень;
отменить постановления о повышении таможенных пошлин как неэффективной и контрпродуктивной для экономики меры, ущемляющей права граждан;
отменить постановление правительства №18, о строительстве платных дорог;
привести технический регламент в соответствие с интересами автовладельцев;
реформировать ГИБДД и передать функции, не связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, другим ведомствам.
«Я поддерживаю требования ФАР, но мне интереснее было посмотреть, сколько машин соберется, насколько эффективна Иитернет-агитация, – говорит администратор ICQ-бота «Анти-ГАИ Уфа» Роман Баклушин. – До этого акции протеста проводились неоднократно, хоть и не были настолько масштабными. На мой взгляд, одна из главных задач таких акций – показать и властям, и самим себе, что мы не одни, и, как говорил Барак Обама, «Yes, we can!», то есть, «Да, мы можем!»
«Хватит нас доить» – в этой нехитрой фразе, сопровождавшейся рисунком перечеркнутого автомобиля с выменем, заключалась главная мысль, которую хотели донести организаторы до властей: по мнению собравшихся, правительству необходимо прекратить решать проблемы бюджета страны за счет простых автолюбителей.
Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО