Новыми требованиями к безопасности перевозок сегодня уже никого не удивить – законодатели постоянно находят, что еще можно улучшить и как еще обезопасить пассажиров. Это вполне естественно: в противном случае дорожные происшествия случались бы куда чаще, а страховщики, пожалуй, и вовсе бы разорились на компенсациях. Важно другое: любое нововведение должно быть, во-первых, обосновано, а во-вторых, перед вступлением в силу должно дать достаточно времени на подготовку всем, кого оно может затронуть.
С обоснованностью чаще всего все в порядке: законопроекты, придуманные по непонятной прихоти их создателей, чаще всего «пролетают». Вспомним хотя бы историю с «противоугонной маркировкой», от которой больше расходов, чем пользы.
Со «сроками на исполнение» сложнее. Последнее, чем «обрадовали» законодатели водителей – свежее постановление о ремнях безопасности.
Постановление было принято в минувшую среду, 24 февраля. Документ гласит, что с 1 марта, то есть уже с сегодняшнего дня, все пассажирские места в автобусах, используемых для междугородних перевозок, должны быть оборудованы ремнями безопасности. Другими словами, фактически у перевозчиков есть три рабочих дня, чтобы привести свои автопарки в надлежащий вид.
При этом большинство автобусов, которые изо дня в день перевозят десятки тысяч пассажиров из пункта А в пункт Б, ремнями не оборудованы вообще: конструкция предусматривает ремни безопасности лишь для водителя и пассажиров, сидящих рядом с ним. Городской транспорт пока не тронули, и хорошо: нетрудно догадаться, к чему бы это привело, учитывая, что во время любого рейда ГИБДД по маршруткам многие перевозчики предпочитают отсидеться в гараже. С городских улиц маршрутки словно ветром сдувает. Значит, общественный транспорт небезопасен? Но лучше ли дела у междугородних автобусов?
В Башкирии пассажирский автопарк в большинстве своем состоит из современных машин. Немало среди них и иномарок. Тем не менее, несмотря на то, что за рубежом уже давно и успешно ремнями оснащаются абсолютно все места в автобусах, у нас их нет, а если и были – умельцы-механики давно их пооткручивали.
На принятие такого постановления повлияли, в первую очередь, несколько крупных ДТП, произошедших еще в минувшем году. Невооруженным глазом было видно: будь жертвы тех аварий пристегнуты, их не выбросило бы через окно и не придавило бы многотонным автобусом. Можно было бы избежать десятков жертв. Поэтому еще в августе 2009 Дмитрий Медведев поручил правительству разработать и принять закон, который «пристегнул» бы пассажиров.
К заявлению президента никто, естественно, не прислушался. Мало ли чего сгоряча можно наговорить? Поэтому закон на перевозчиков свалился как снег на голову. В ГУП «Башавтотранс» между тем отказались от комментариев. Беглый осмотр междугородних автобусов, ожидающих отправки и с Южного автовокзала в Уфе, показал, что ремнями ни в одном из них не пахнет.
Эксперты не исключают, что скандальное постановление может быть отменено. Хотя более вероятен другой вариант.
«Принятый закон менять никто не будет, – считает юрист Валерий Сакаев, – более вероятно, что контролирующие инстанции в регионах дадут организациям достаточно времени на переоборудование автобусов. В любом случае, в первые дни марта никаких репрессивных мер в отношении перевозчиков ожидать не стоит».
Еще одна загвоздка заключается в том, что закон просто констатирует: ремни должны быть. Какие ремни, какие крепления? Технические условия никто не разъяснил, точнее, они вступят в силу только осенью. А между тем штрафовать будут и водителей, которым «посчастливиться» управлять «несоответствующими» автобусами, и сотрудников, ответственных за выпуск неподходящего транспорта на линию. Согласно пункту 7.9 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, не установленные ремни безопасности как раз являются таким условием.
Спросите любого «газелиста»: много ли ездит на передних сиденьях пассажиров, которым не надо напоминать о необходимости пристегнуться? Вот и с «межгородом» будет то же самое. Только пока неизвестно, будут ли сами пассажиры нести ответственность за непристегнутый ремень.