Аналитики «Ассоциации европейского бизнеса в России» опубликовали очередной ежемесячный отчет о продажах новых автомобилей в стране. Январская статистика оказалась безрадостной: то, что происходило на авторынке в начале наступившего года, трудно назвать даже затишьем, скорее, это был штиль.
Другими словами, январь получился самым худшим месяцем для автодилеров с начала кризиса. Если в ноябре 2009 года, когда было продано всего лишь 105 тысяч машин, казалось, что дальше падать некуда, то первый месяц года показал, что это не так.
Всего в России в январе было продано 74 086 автомобилей. Для сравнения, в январе 2009 года дилеры смогли реализовать более 118 тыс. машин, что на 37% больше, чем в этом году. Если же сравнить продажи с декабрем, то получается, что падение составило более 42%.
«Сравнение января и декабря в какой-то степени неверно, – считает экономист Юрий Демиденко, – в основном по той причине, что в первый месяц года на рынке традиционно отмечается снижение продаж, а в последний, напротив, отмечается всплеск покупательской активности. Поэтому было бы преждевременно утверждать, что надежды не оправдались: уверенно говорить о том, сбываются прогнозы или же нет, можно будет, по моим оценкам, не раньше марта».
Эксперты самой «Ассоциации европейского бизнеса в России», подготовившие статистику, отмечают и другие факторы, повлиявшие на слабые продажи.
«В январе продажи были традиционно слабыми, что связано с длинными новогодними каникулами и снижением покупательской активности, – комментирует отчет вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. – Мы ожидаем, что оживление на рынке наступит уже в феврале».
В десятке популярнейших моделей, как и в прошлом месяце, все, кроме одной, производятся в России. Первые два места по-прежнему держат Lada Priora и Lada Samara. На третью позицию, поменявшись местами c вазовской «классикой», вырвался Renault Logan, а «Калина», как и в 2009 году, остается лишь четвертой. К слову, доля продукции «АвтоВАЗа» в общем объеме январских продаж составила без малого 17,5 тысячи автомобилей. Изменившиеся предпочтения покупателей отметил и официальный дилер ОАО «АвтоВАЗ» в Уфе компания «НоваМоторс».
«Снижение продаж прогнозировалось, поэтому не стало для нас чем-то неожиданным, к тому же уровень снижения в январе для нас не критичен, – говорит коммерческий директор ЗАО «НоваМоторс» Евгений Агапитов. – Предпочтения наших покупателей немного изменились, люди стали меньше покупать «классику». В последнее время наибольшим спросом пользуются модели «Самара» и «Приора», третье место по популярности занимают «Калины». Стабильно продаются «Нивы»».
Менеджер по маркетингу ООО «Авто Моторс» Гульнара Валитова отмечает, что в наступившем году покупатели стали предпочитать обновленную версию Skoda Octavia базовой модели.
«Предпочтения клиентов стали смещаться к более современной и прогрессивной модели Octavia в новом кузове», – говорит Гульнара Валитова.
В десятке лидеров появился и один новичок – седан Kia Rio. В первый же месяц 2010 года россияне купили почти полторы тысячи автомобилей этой марки. Для сравнения, в январе 2009 армия обладателей «Рио» увеличилась всего лишь на 75 человек, а в декабре этой модели вообще не было в списке 25 наиболее популярных моделей.