Новая методика сдачи экзаменов на водительские права, в прошлом году изрядно потрепавшая нервы большинству российских автошкол, на днях по требованию Генпрокуратуры была признана недействительной.
Изначально предполагалось, что требования вступят в силу не раньше, чем в конце 2011 года, то есть у фирм, занимающихся обучением водителей, оставалось достаточно времени, чтобы подготовиться, закупить и установить необходимое оборудование. А необходимо, в соответствии с новыми правилами, довольно много всего: программы для компьютерного тестирования психологических качеств курсанта, специальные видеокамеры для установки в учебные машины и многое другое. Поправили и требования к автодромам: во-первых, площадь полигона должна составлять не менее одного гектара, во-вторых, на нем в обязательном порядке помимо электронных контрольных приборов должен быть оборудован перекресток со светофорами, а также железнодорожный переезд. Такое переоснащение влетело бы автошколам в копеечку, точнее, как минимум в десяток миллионов рублей.
Даже если на минуту забыть о деньгах, остается проблема свободного места: где в крупных городах найти достаточно места для строительства автодромов для каждой автошколы? В районах, конечно, места достаточно, но мы возвращаемся к тому же, с чего начали: откуда им взять деньги? Отметим, что все эти предложения хороши и в любом случае положительно скажутся на качестве обучения. Тем не менее, они преждевременны: большинство участников рынка даже через пять лет не будут готовы раскошелиться на дорогостоящее оборудование и строительство.
Неудивительно, что ряд автошкол восприняли такие нововведения как попытку выдавливания с рынка автообразования мелких, но многочисленных фирм крупными структурами. Генеральная прокуратура, получившая обращение, провела свою проверку и постановила: новую методику отозвать.
На такое решение, в первую очередь, повлияли нарушения, допущенные разработчиками требований: выяснилось, что одна из важнейших инстанций – Министерство юстиции – в глаза не видела документа. «Без госрегистрации в Минюсте методика не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений», – сказано в заключении Генпрокуратуры.
«В данной методике есть только один положительный момент: она действительно поможет более качественно обучать водителей, – считает экономист Валерий Симонов. – Однако недостатков больше, чем можно себе представить. В первую очередь, это неосуществимые требования. С таким же успехом можно было бы заставить автошколы строить паромные переправы и многоуровневые развязки на автодромах. Повторюсь, все это хорошо, но неосуществимо».
На очереди другие структуры, такие как Федеральная антимонопольная служба. Пока антимонопольщики держатся в стороне, но не исключено, что, после того как методика совершит очередной круг по высоким инстанциям, за дело возьмутся они. Эксперты убеждены, что без недочетов не обойдется. Следовательно, до окончательного принятия программы пройдет еще не один месяц.