Фантазия законодательных органов порой не знает границ, особенно когда речь идет о «поддержке отечественного производителя». А поскольку больше всех в государственной поддержке нуждается наш многострадальный автопром, то новые законодательные инициативы возникают как минимум раз в неделю.
С начала кризиса в отечественный автопром, как в бездонную яму, уже вложили десятки миллиардов рублей. Последний раз финансовая помощь от государства была оказана на прошлой неделе: «АвтоВАЗ» получил 12 миллиардов. Но выделенные деньги, что кажется вовсе неудивительным, быстро испаряются, поэтому необходимо введение куда более эффективных мер. Повышение ввозных пошлин, например, или ограничение ввоза некоторых категорий автомобилей. Поддержка отечественного производителя просматривается даже в кредитных программах, а со следующего года любому владельцу древнего автохлама предоставят, по сути, скидку на новый российский автомобиль. «АвтоВАЗ» уже приготовил производственные мощности для утилизации старых машин и даже получил под это дело кредит.
Очередная правительственная инициатива все так же касается старых машин. Минпромторг предложил запретить эксплуатацию автомобилей, чей возраст превышает 25 лет. Для грузовиков предельный возраст предлагается установить на отметке в 20 лет, для автобусов – 15. В ведомстве считают, что старые автобусы можно запретить, начиная с 2011 года, для грузового и легкового транспорта ограничение может вступить в силу годом позже. Соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» уже находятся в стадии разработки, в скором времени они поступят на рассмотрение в Госдуму.
По словам заместителя министра промышленности и торговли Станислава Наумова, ведомство не собирается вновь увеличивать таможенные пошлины на иномарки. Вместо этого возможно увеличение тарифов на ввоз некоторых деталей и запчастей.
«Акцент будет сделан на «нетарифных» мерах, в частности, на ограничении срока эксплуатации транспортных средств», – сообщил Станислав Наумов в своем докладе.
Таким предложением Минпромторг планирует убить сразу трех зайцев: во-первых, посодействовать обновлению автопарка, который, как известно, наполовину состоит из автомобилей в возрасте от 10 лет. Второй «заяц» экологический: вредных выбросов от старых машин куда больше, чем от новых моделей. Третья и главная причина, о которой уже упоминалось, – поддержка местных производителей.
Среди других инициатив Минпромторга, озвученных в программе «Автопром–2020», можно выделить предложение о сокращении поддержки льготного автокредитования: по словам Станислава Наумова, «проект себя не оправдал». В ближайшее десятилетие российские автопроизводители получат из бюджета не менее шести миллиардов евро. Всего же, по различным оценкам, для выживания и конкурентоспособности отечественному автопрому понадобится сумма на порядок выше – около 25 миллиардов евро. В любом случае у автозаводов в запасе есть еще 10 лет, чтобы определиться с технологиями, партнерами и ассортиментом.