Затишье на рынке новых автомобилей продолжается. На днях Ассоциация европейского бизнеса в России опубликовала статистику по ноябрьским автопродажам. В целом за 11 месяцев года в России продано лишь около половины от прошлогоднего уровня. Всего АЕБ насчитала 1 337 792 проданных автомобиля, из них в ноябре россияне купили чуть более 105 тысяч машин. В прошлом году эти показатели составляли 2 689 241 и 196 447 единиц соответственно.
Аналитическое агентство «Автостат» тем временем отмечает, что российский авторынок в рейтинге европейский стран остался на пятом месте. К слову, всего год назад Россия была одной ногой уже на первом месте и по итогам отдельных месяцев даже обгоняла Германию. Сейчас же, согласно данным «Автостата», немцы занимают первое место (280 тысяч проданных автомобилей за месяц), следом идут Франция (216 452 единицы), Италия (182 976 единиц) и Великобритания (158 082 единицы). При этом Германию сместить с первого места не смогла даже отмена утилизационной программы.
Лидерство, как, впрочем, и всегда, твердо держит продукция «АвтоВАЗа»: в минувшем месяце практически каждая четвертая проданная машина сошла с конвейера Волжского автозавода. Следом с большим отставанием идут Chevrolet, Ford и Hyundai. Замыкает пятерку лидеров Renault. Что характерно, по сравнению с октябрем изменения в топе произошли незначительные: лишь Hyundai поменялся местами с Renault. Кореец явно стремится выбиться на пьедестал почета: в ноябре в стране было продано почти восемь тысяч автомобилей этой марки, в то время как Ford держит третье место во многом благодаря хорошим продажам в первой половине года: в предпоследний месяц года в России было продано лишь около 4,8 тысячи «Фордов».
Если рассматривать популярность конкретных моделей, то в ноябре предпочтения автомобилистов не изменились. Первые четыре места по-прежнему занимает продукция «АвтоВАЗа», за ними идут излюбленные модели так называемых «кредитомобилей»: Renault Logan и Ford Focus. При этом Logan, хоть и показал небольшой подъем по сравнению с октябрем, тем не менее, его продажи относительно 2008 года упали на 29%. Среди лидеров по продажам лучше дела идут только у «Приоры»: динамика составила минус 24%. Хотя в первой десятке можно отметить другое детище «ВАЗа» – модель Lada 4x4, более известную под именем «Нива». По сравнению с октябрем «Нива» поднялась с десятого на девятое место и продолжает набирать обороты: пусть шестипроцентный рост не настолько велик, зато 4x4 – единственная модель в первой десятке, чьи продажи лишь возросли. Что характерно, в десятке моделей-лидеров ноября восемь производятся в России. Оставшиеся две – Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos.
«Уровень спроса в декабре, когда обычно продажи автомобилей в России наиболее высоки, остается низким. Повышение таможенных пошлин на импорт автомобилей, введенное в начале этого года, продолжает негативно сказываться на многих компаниях, и я обратился бы к правительству с просьбой срочно пересмотреть решение о продлении действия повышенных пошлин и включить снижение до уровня 2008 года в пакет по поддержке промышленности», – считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, чьи слова приводятся в исследовании.
Однако эксперты не торопятся связывать это с кризисом, несмотря на то, что тенденция в целом сохранилась (напомним, по итогам 10 месяцев года падение составило 51%). Дело в том, что ноябрь – «мертвый сезон», многие покупатели ожидают традиционных новогодних скидок и спецпредложений. Тем не менее, не ожидается и резкого роста: декабрь не сможет вытянуть продажи до прошлогоднего уровня, подтверждением тому служит статистика за предыдущие месяцы.