Российским автошколам выдадут своего рода кредит доверия: вполне вероятно, что в скором времени они вновь смогут самостоятельно экзаменовать курсантов, без участия ГИБДД. Такое предложение подал на днях главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов. По его мнению, это поможет поднять уровень ответственности автошкол, а количество ДТП, наоборот, снизить.
На сегодняшний день работа автошкол заключается лишь в подготовке водителей. Проверка знаний и водительских навыков будущих автомобилистов – дело ГИБДД, где, как известно, выстраиваются бесконечные очереди из желающих получить заветный документ.
Но, по словам Кирьянова, в инициативе переложить столь ответственные обязанности на инструкторов кроется лишь стремление поднять качество обучения, а подразделения ГИБДД и без того отлично справляются со своей задачей.
«Для ГИБДД принимать экзамены не проблема, – отметил Виктор Кирьянов. – Хотелось бы поднять ответственность автошкол за тех, кого они выпускают на дорогу. Чтобы знали, что надо не просто выдать водительское удостоверение кандидату, а сделать так, чтобы водитель при интенсивном движении в больших городах знал, что делать в любой ситуации».
Подобная практика существовала в прошлые годы, и в целом тот опыт был положительным. Любое учебное заведение своими силами обучает, проверяет знания, принимает экзамены и выдает диплом: чем же хуже автошколы? Но не выйдет ли так, что экзаменаторы будут закрывать глаза на некоторые недочеты, а то и вовсе «подрабатывать» на проставлении оценок?
Такую возможность специалисты исключают практически полностью. Экзаменационная деятельность автошкол, если она будет вновь внедрена, будет находиться под жестким контролем со стороны министерства образования и ГИБДД. Не исключено также, что в составе экзаменационных комиссий в автошколах будут присутствовать представители обоих ведомств. Коррупционный фактор при этом исключается практически полностью.
Однако самим автошколам предстоят нелегкие времена: слишком много нововведений ожидается в ближайшие годы. Непременно изменится и порядок лицензирования: для приема экзаменов, скорее всего, понадобятся особые сертификаты.
Ну а для начинающих водителей в этом случае в очередной раз может измениться стоимость обучения. При этом слышны предложения еще более дифференцировать цены для курсантов: больше попыток сдачи, больше придется заплатить.
«Нужно сделать так, чтобы автошколы не просто собирали деньги, но чувствовали за это свою ответственность, – считает юрист Валерий Лившин. – Плохо подготовленный водитель – угроза для всех. Необходимо не просто дать автошколам возможность принимать экзамены, но и ужесточить контроль за ними. Чтобы все знали, где учат хорошо, а куда лучше не ходить».
Тем не менее, пока это всего лишь идея. Получит ли предложение Кирьянова продолжение – зависит от законодателей. И хотя в ГИБДД пока не поступало никаких указаний об изменениях в порядке выдачи водительских удостоверений, автоинспекторы полагают, что дополнительные полномочия, которыми предлагается наделить автошколы, помогут навести порядок на дорогах.