Эпопея с введением платных автомагистралей подходит к своему логическому концу. Точнее сказать, к началу: дело-то за малым, осталось лишь построить дороги. Ничего хорошего, по большому счету, автолюбителям (да и всем остальным) не светит, хотя есть и положительные моменты в плане «освоения» родных просторов.
К счастью, предложение Минэкономразвития, поддержанное Минтрансом, о том, что платным дорогам бесплатные дублеры, в общем-то, не нужны, в итоге не прошло. План Росавтодора, рассчитанный на срок до 2016 года, предусматривает введение платы лишь там, где для движения транспорта есть альтернативные пути. Для реализации плана необходимо построить и реконструировать в общей сложности 1380 километров федеральных трасс. Такие впечатляющие объемы работ потребуют не только много сил и времени, но и денег. Поэтому Росавтодор уже произвел необходимые расчеты и попросил выделить на все про все «скромную сумму» в размере 880 миллиардов рублей из бюджета. Сумма довольно странная, особенно если произвести несложные расчеты на калькуляторе: каждый километр платной трассы обойдется налогоплательщикам в 637,7 миллиона рублей. А после того как дорога будет готова, этим же налогоплательщикам придется платить за нее еще раз.
Стоимость проезда определили, как и обещалось, на невысоком уровне: всего-навсего один рубль за километр пробега с легкового автомобиля. Для грузовиков и автобусов плата несколько выше. В последующие годы цена, естественно, будет индексироваться. Всего к 2016 году Росавтодор планирует собрать с водителей порядка 62 миллиардов рублей.
«Ничего хорошего из этого не выйдет, – говорит руководитель экспедиторской компании Андрей Жирков. – Не спорю, платные дороги нужны, но с такими масштабами неизбежны злоупотребления, за которые в любом случае будут расплачиваться водители».
«По сути, предоставление платной дороги для проезда – это услуга и, как видим, недешевая, – считает юрист Альберт Рахимов. – Если государство сможет обеспечить оптимальное качество предоставления этой услуги, то нововведение можно лишь поприветствовать».
В ближайшее время платными могут стать участки на федеральных трассах М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М10 «Москва – Санкт-Петербург», а также несколько дорог регионального значения. Трассы М5 и М7, проходящие через Уфу, пока в список не вошли, тем не менее, обе сейчас активно реконструируются. Ближайший платный участок будет расположен на дороге Казань–Оренбург. Так что, вероятнее всего, покататься за дополнительные деньги недалеко от родного города смогут и уфимские водители.
Еще один момент заключается в том, что в категорию платных трассы будут переводиться не целиком, а участками по нескольку десятков или сотен километров. Максимальная длина платного участка запланирована на трассе М4 «Дон» – 671,9 километра.
Но даже наличие бесплатных дублеров не особо радует: поддерживать их в хорошем состоянии будет невыгодно, все силы пойдут (если вообще пойдут) на содержание платных магистралей. Логично предположить, что автомобилистов просто-напросто вынудят пользоваться «платниками», поскольку уже через несколько лет старые трассы, оставшиеся без присмотра, придут в негодность.
Впрочем, есть и другие меры воздействия: например, понижение скоростного порога. Однако план Росавтодора пока еще остается проектом. Какими будут платные дороги в России на самом деле – зависит от властей. Но в том, что они будут, сомневаться не приходится: слишком долго уже эта затея витает в воздухе.