«Российские иномарки» начинают мало-помалу вытеснять с рынка отечественные модели – такой вывод можно сделать из опубликованного на днях аналитическим агентством «Автостат» исследования. С одной стороны, все верно: потребитель голосует деньгами за комфорт, безопасность, качество и так далее. «Нашемарки» в большинстве своем устарели как морально, так и технически: достаточно сказать, что слово «таз», которым автомобилисты иронически называют отечественные машины, довольно точно отражает действительность, а «ведро с болтами» – уже не прозвище, а диагноз. Тем более тот факт, что «автомат» на «Калину» начали ставить всего неделю назад – тоже, в какой-то степени, показатель того, где сейчас находится российский автопром, и насколько он соответствует своему времени.
Если посмотреть на ситуацию под другим углом, то автопроизводителям ничего больше и не остается, кроме как плавно переходить на выпуск иномарок по схеме промсборки. Злополучный кризис только усугубил обстановку: все больше заводов были вынуждены либо простаивать, либо договариваться с иностранными производителями – и все равно простаивать.
Сейчас автопром переживает не лучшие времена: спрос падает, производство, соответственно, вынуждено подстраиваться под желания потребителей. Времена, когда людям нужна была машина «чтобы ездила», давно прошли. И «ведро с болтами» у потребителя зачастую не вызывает вообще никакого интереса: за те же деньги можно найти варианты поприличнее. Как бы там ни было, цифры говорят сами за себя.
За 10 месяцев 2009 года спрос на новые автомобили сократился на 51%. Предложение отреагировало соответственно: производство снизилось на 63%. По данным аналитического агентства «Автостат», с начала года с конвейеров российских автозаводов сошло 482 370 легковых автомобилей. И хотя продукция «ВАЗа» в России по-прежнему уверенно занимает первое место по объему продаж, доля выпущенных в стране иномарок и отечественных моделей практически сравнялась. Что характерно, показатели сравнялись именно благодаря спаду производства. Конвейеры по сборке «российских иномарок» с начала года выпустили на 44% меньше машин, чем годом ранее. «Нашемарки» потеряли в количестве сразу 66%, в основном, из-за затоваренности складов, когда нераспроданных машин скопилось столько, что производителям приходилось на некоторое время останавливать конвейеры. Именно поэтому эксперты практически полностью отвергают рыночный фактор в сложившейся ситуации.
Из почти полумиллиона выпущенных автомобилей доля отечественных моделей составляет 52,8% . Машины под зарубежными брендами в общем производстве составили 227,5 тысяч штук – всего на 27 тысяч меньше, чем «нашемарок».
Тем не менее, несмотря на общую картину всеобщего производственного спада, в октябре выпуск новых автомобилей начал восстанавливаться: он подрос сразу на 9,2%. Данные за ноябрь экспертами еще не подготовлены и не опубликованы, но можно смело предположить, что тенденция сохранится.
Что будет с российским автопромом дальше?
«В ближайшие год-два количество иномарок, собираемых в России, превысит объем производства традиционных отечественных машин, – приводит «Газета» слова аналитика компании «Атон» Юлии Матевосовой. – Возможно, это произойдет уже к концу 2010 года».
Но последнее слово остается за потребителем, а он, как известно, достаточно придирчив.