Идея, поданная год назад и получившая очередной виток обсуждений в начале ноября, наконец приобрела законченный вид. Речь идет о компенсациях за сдачу автохлама в утиль. Напомним, цель проекта заключалась в том, чтобы «омолодить» автопарк страны, а заодно и поддержать производителей.
«Возраст почти половины российского автопарка старше 10 лет. Запуск пилотного проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой – стимулировать обновление автопарка», – приводит слова директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова сайт ведомства.
Для реализации проекта предлагалось выплачивать владельцам старых автомобилей сертификаты на сумму в 50 тысяч рублей за утилизацию «старушек». Минпромторг обещал разобраться с тонкостями проекта к зиме, но сделал свою часть работы на несколько дней раньше. В итоговом документе, который вступит в силу с 1 января будущего года, содержатся как уже известные подробности проекта, так и некоторые нововведения.
Во-первых, у проекта остался статус эксперимента. Поэтому участвовать в нем смогут далеко не все регионы страны. Список «везунчиков» составлялся исходя из двух критериев: регистрация автомобилей в регионе должна составлять не менее 2% всего автопарка России, а степень развития автобизнеса должна быть достаточно высокой. Заявленным требованиям, по заключению министерства, соответствуют всего несколько регионов страны. Поэтому принять участие в пилотном проекте в 2010 году смогут Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский, Красноярский и Приморский края, республики Башкортостан, Татарстан и Удмуртия, а также Московская, Ленинградская, Свердловская, Ростовская, Самарская, Челябинская, Нижегородская, Новосибирская, Калининградская, Ульяновская и Калужская области.
Сумма компенсации не изменилась: автовладельцам, как и планировалось, будут выплачивать по 50 тысяч рублей. Однако появились некоторые ограничения, о которых раньше ничего не было известно. Во-первых, автомобиль должен быть старше 10 лет. Возраст не критический, по российским меркам это еще «молодая» машина. Появилось и ограничение на давность владения: машина должна быть зарегистрирована на последнего хозяина не менее года. Это существенно ограничивает скупщиков: за недавно переоформленные машины денег не дадут. Соответственно, это до минимума снизит вероятность скопления нескольких сертификатов у одного человека, хотя в документах вообще никак не определена возможность использования нескольких сертификатов одним лицом.
Денег, собственно, и так никому не дадут: вместо шуршащих бумажек будут действовать специальные сертификаты, которые можно будет использовать при покупке новой машины российского производства. Кстати, выбор покупателя не будет ограничиваться исключительно российскими марками: сертификат можно предъявить и при покупке зарубежных моделей, собранных в России по схеме промсборки. Других вариантов использования сертификата нет: так что сделать, например, ремонт в квартире, отправив в металлолом старую машину, возможности не будет. Зато «в зубы» машине никто смотреть при этом не будет: в утиль сгодится все – и иномарки, и отечественные авто. Правда, после 2010 года, когда будут подведены итоги эксперимента, правила могут пересмотреть.
Всего на реализацию пилотного проекта выделено порядка 10 миллиардов рублей. Этого достаточно, чтобы выдать 200 тысяч сертификатов. Однако опыт той же Германии показывает, что выделенные деньги могут очень быстро закончиться. Но что немцу – наличные, россиянину – сертификат.