На днях в московском Экспоцентре прошел «Форум безопасности дорожного движения-2009». Название говорит само за себя: прошлое, настоящее и будущее совместили под одной крышей.
На выставке было представлено все, что имеет хоть какое-то отношение к безопасности, начиная с дорожных знаков и детских автокресел и заканчивая информационными табло, показывающими скорость движения. Не обошлось и без системы «блокировки пьяного водителя», которая не позволит завести двигатель, если «унюхает» перегар.
Нашлось место и для экспозиции, посвященной истории ГАИ. Невзрачные грузовики 30-х годов с табличкой «НКВД» на бампере, яркие «Волги» и «Жигули» 60-70 годов прошлого века, милицейские мотоциклы – все это соседствует рядом с BMW X5 образца XXI века, напичканного электроникой, как говорится, «до зубов». Если ветераны дорожной безопасности в основном поражают яркими цветами, непривычными для нынешних патрульных автомобилей, то современные машины впечатляют своей мощью. «Пятерка» BMW и без того прекрасна, а в сочетании с синей полосой вдоль борта вообще, по идее, должна наводить ужас на нарушителей.
Тем не менее, пока ведомство дорожной безопасности не может себе позволить укомплектовать свой автопарк дорогими внедорожниками. Хотя в крупных городах, в том числе и в Уфе, можно встретить и Hummer, и X5, и Infiniti, и даже Cayenne, таких машин у правоохранительных органов пока единицы. Мало приобрести машину для нужд МВД – ее нужно соответствующим образом оснастить, а это, между прочим, еще несколько сотен тысяч рублей. Пока же чаще на дорогах встречаются милицейские «бобики» и «буханки», а также «семерки» и «четырнадцатые», с пометкой «ДПС».
Техническая «начинка» патрульных машин не ограничивается портативными радиостанциями и «мигалками». Компьютер с доступом к базе данных ГИБДД и портативные средства технического контроля уже давно используются в машинах ДПС. Патрульный автомобиль будущего, помимо всего вышеперечисленного, будет укомплектован приборами фото и видеофиксации нарушений с моментальной отправкой данных в базу нарушителей ПДД, счетчиками интенсивности движения, терминалом для моментальной оплаты штрафов через банковские карты и многими другими чудесами техники.
Однако, напичкав выставочный автомобиль всевозможными приборами, разработчики позабыли одну простую мелочь. На ее отсутствие сразу же обратил внимание первый вице-премьер Игорь Шувалов, специально приехавший осмотреть экспозицию. Вот в чем дело: в оформлении нарушений ПДД, несмотря на законодательные и технические препятствия, по-прежнему работает человеческий фактор. Обычная видеокамера в салоне патрульной машины могла бы помочь в борьбе с коррупцией на дорогах.
«Любое оформление нарушений или аварий должно проходить под видеоконтролем – цитирует слова вице-премьера официальный сайт ГИБДД России. – Чтобы у водителей не было соблазна дать взятку, а у инспектора предложить такой вариант».
Такое высказывание вполне может превратиться в очередной законопроект, но перехитрить электронику – дело нехитрое. Кому надо, быстро вычислит «слепые зоны». А значит, ничего существенно не изменится.