Исторические перемены грядут в программе обучения российских автошкол. Последние изменения не обещали курсантам, да и самим автошколам ничего хорошего: для первых – лишние траты на практические занятия, для вторых – расходы на переоборудование автодромов. Если вспомнить о том, что автодром в Уфе только один, автошколам вообще придется несладко: кто-то закроется, кому-то придется объединиться.
Очередные поправки в программе обучения курсантов автошкол предусматривают не только увеличенное количество часов вождения, но и возможность сдавать экзамены на автомобиле с автоматической КПП. Один лишь недостаток: в водительском удостоверении будет проставляться специальная отметка, и путь к «механике» без переподготовки такому водителю будет заказан.
На самом деле сдать экзамен на «автомате» можно и сейчас. Вот только упражнение «движение с места в горку» принимается исключительно на машинах с механической трансмиссией. Для новичка маневр довольно трудный, но, как говорится, тяжело в учении – легко в бою.
Попробуем разобраться: кому это нужно, и что нас после этого ждет. Основной аудиторией «автоматов» станут классические блондинки, которым непонятно, зачем в машине торчит третья педаль, если у человека всего две ноги. А если серьезно, то выбирать АКПП при сдаче экзамена будут те начинающие водители, для которых все поездки ограничиваются маршрутом «дом-работа-дом». Науку нажимания на педаль сцепления им знать необязательно. В то время как многие автомобилисты всерьез опасаются, что на дорогах станет на порядок больше «чайников» в самом печальном смысле этого слова.
«Хорошая была инициатива отметить специальными знаками начинающих водителей, – считает водитель Сергей Григорьев. – К водителю, «не нюхавшему» механической коробки, надо относиться с большей осторожностью, чем к тому, который за механикой сидит. Поэтому считаю, что и таким «ограниченным» водителям не помешает особый опознавательный знак».
Новая учебная программа вступит в силу с 2011 года. С одной стороны, эксперты отмечают, что необходимость введения возможности сдачи экзаменов на «автомате» возникла уже давно, с другой – признают, что в нестандартной ситуации на дороге человек, наученный ездить с автоматической трансмиссией, не сможет правильно отреагировать на возможную опасность.
Автошколам вновь придется подстраиваться под новые требования. Точнее, тем из них, кто сможет первым делом организовать собственные автодромы, оборудованные по последнему слову техники. Зато курсантам будет проще: научились отличать газ от тормоза, прокатились по автодрому – и до свидания.
«Невозможно научиться нормально водить, не разобравшись с механической КПП, – считает инструктор одной из уфимских автошкол Рамиль Байков. – Во-первых, автомат далеко не везде проедет, во-вторых, еще не придумали такой автомат, который смог бы полностью заменить механику».
Но жизнь диктует свои правила: все стремится к упрощению, так почему бы не дать водителям, пусть и начинающим, такую возможность?