Законопроект, который еще год назад начали разрабатывать в Комитете Госдумы по охране здоровья, наконец получил одобрение депутатов. Мы уже писали о законодательной инициативе, предусматривающей обязательное обучение водителей навыкам оказания первой помощи пострадавшим. Но на деле обучать будут не только водителей. Соответствующую подготовку должны будут иметь как сотрудники ГИБДД, так и сотрудники других ведомств МВД, а также военнослужащие, таможенники, судебные приставы, пожарные и спасатели.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты» весь год дорабатывался. В третьем чтении, наконец, депутаты Госдумы одобрили документ.
По большей части поправки содержат изменения в определениях: в основном документе состоится замена слов «медицинская» и «доврачебная» в разных законодательных актах на слово «первая». Навыкам работы с дефибрилляторами и тонкостям обучать никого не будут – это дело медиков скорой. А вот правила оказания именно первой помощи должны будут знать все.
Правилам оказания первой помощи уже давно обучают, к примеру, сотрудников МЧС.
«Медицинскую подготовку проходят спасатели и пожарные, те, кто выезжает непосредственно на место происшествия, – говорит сотрудник пресс-службы ГУ МЧС по РБ Марат Бурханов. – Поскольку зачастую счет идет на минуты, то нашим сотрудникам приходится самим оказывать помощь, не дожидаясь врачей».
Как будет внедряться закон, пока неизвестно. Программа обучения и перечень необходимых навыков разрабатывается Министерством здравоохранения и соцразвития.
Закон полезный, спору нет. Но, как и все нововведения, вызывает массу вопросов.
Для тех, кто первый раз идет получать права, в любом случае несколько возрастет стоимость обучения в автошколах. А что делать с теми, кто уже не первый год за рулем? В одной Уфе таких водителей десятки тысяч. Всех на переэкзаменовку или каждому по самоучителю?
С одной стороны, закон, обязывая оказать помощь пострадавшему, дает последнему дополнительный шанс выжить. Но так ли он необходим? По информации Управления ГИБДД МВД по РБ, с начала года в Башкортостане совершено 325 дорожно-транспортных происшествий, виновники которых скрылись с места аварии.
В результате 32 человека погибло и 314 получили травмы. За это, кстати, предусмотрена уголовная ответственность, и, как правило, таким водителям долго бегать не приходится: из 325 человек только 18 до сих пор не найдены. Вот в чем вопрос: если иные водители бегут от ответственности, поджав хвосты, даже не вызвав скорую для пострадавших, то подействует ли на них обязанность оказать помощь, которая и без того прописана в Уголовном кодексе? А остальным водителям не нужны законы, чтобы помочь пострадавшим. Глаза боятся – руки делают.
Однако если вспомнить о том, что приказом Минздравсоцразвития РФ в ближайшем будущем в автомобильных аптечках не останется места лекарствам, то вся помощь будет сводиться к перевязкам и наложению шин при переломах. Подождем, пока министерство решит, что именно следует называть первой помощью: вдруг окажется, что закон не так бесполезен, как кажется на первый взгляд?