«Лежачие полицейские» известны по всему миру. Эти искусственные неровности устанавливают на участках с ограничением скорости для большей безопасности. Ведь если знаки еще можно проигнорировать, то проскочить на всех парах «лежачий полицейский» без неприятных последствий труднее. Однако бывает, что они не только не делают дороги более безопасными, но и приводят к повреждениям машин, а то и к ДТП.
Несмотря на несомненную пользу, автомобилисты не жалуют «лежачих», ведь они могут покалечить автомобиль, да и топливо на таких участках, как выяснилось, расходуется сильнее. Мексиканская компания Decano Industries задумалась об этом и начала разрабатывать умные «лежачие полицейские».
Такие устройства будут измерять силу удара проходящего по ним транспортного средства. Если автомобиль не превысил скорость, неровности будут «прятаться» в дороге. Если же машина движется слишком быстро, они останутся на месте. Власти города Мехико решительно настроены воплотить эту технологию в жизнь, сообщает ресурс Autoblog.
В Уфе же пока озабочены другими проблемами. Приоритет при установке «лежачих полицейских» у нас имеют интересы пешеходов, а не автолюбителей. Главное – снизить скорость на заданном участке, а уж как это произойдет – дело десятое. Зачастую такие искусственные неровности на наших дорогах не сопровождаются специальными знаками и видны только вблизи. А главное – их размеры не позволяют безопасно преодолеть их даже на минимальной скорости. Из-за соприкосновения с такими «полицейскими» случаются не только непредвиденные ремонты подвески, но и ДТП. Так что если лежачих и не бьют, то сами «лежачие» часто не прочь огреть автомобиль асфальтобетонным ударом.
«Если, например, в машину садятся четыре человека, то порой днищем автомобиля ты скребешь по лежащему полицесйскому, – констатирует факт уфимский автомобилист Александр Захаров. – А все потому что высотой они доходят до 20 сантиметров, опознавательные знаки в деревьях спрятаны и разметки никакой нет. Неудивительно, что для большинства автомобилистов внезапное появление такого бугра оказывалось неожиданным».
Еще водитель уверен, что лежащие полицейские – вещь необходимая, но только во дворах.
Немногие знают, что в начале 2008 года появился ГОСТ 52605-2006, нормирующий службу и внешний вид инженерных сооружений. Согласно ему, высота искусственной дорожной неровности (ИДН), того самого «лежачего полицейского», не должна превышать семи сантиметров, а длина максимум может быть на 40 сантиметров уже дороги – по 20 сантиметров с каждой стороны.
В ГОСТе также сказано, что ИДН не может появиться на остановках общественного транспорта, путепроводах, эстакадах, мостах, в транспортных тоннелях, а также на скоростных дорогах. Ни при каких обстоятельствах нельзя устанавливать подобные инженерные конструкции на многополосных магистралях (от трех полос и выше).
Рекомендуется применять их на нерегулируемых перекрестках, перед наземными пешеходными переходами и на участках дорог, ведущих к жилым домам. Перед ИДН должен стоять специальный знак, а сама конструкция должна быть покрыта светоотражающей пленкой или краской.
Задачи у преграды простые: обеспечивать замедление движения транспортных средств до установленной скорости, иметь надлежащий водоотвод в конструкции самого препятствия (чтобы в местах его установки не образовывалась лужа) и не мешать работе коммунальной техники.
Теоретически любой желающий может стать инициатором установки ИДН и профинансировать проект по его установке (в среднем 250-300 тысяч рублей), но санкционировать установку «лежачего полицейского» должны в районной администрации и территориальном подразделении ГИБДД.
Если кто-то из жителей посчитает, что на дороге возле его дома требуется из соображений безопасности установить «лежачий полицейский», необходимо обратиться с соответствующим заявлением в администрацию района. Кроме того, в территориальном подразделении ГИБДД должны будут проверить возможность этого и написать техзадание по установке.
Бывает, что подрядные организации при монтаже ИНД не соблюдают требования ГОСТа. В случае, если кому-то показалось, что «лежачий полицейский» установлен не по правилам, есть возможность обратиться все в то же районное подразделение ГИБДД, где в случае подтверждения нарушения в адрес подрядной организации будет выписано соответствующее предписание об устранении недостатков.
Стоит отметить, что вообще покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Соответственно, если перед вами оказалось нечто похожее на «лежачий полицейский» без опознавательных знаков, не соответствующих ГОСТу, и ваш автомобиль получил повреждения в результате проезда такого препятствия, то вы в праве получить компенсацию.
«Есть возможность обратиться в суд с подобным иском, – объясняют юристы. – Ответчиком в данном случае будет организация, ответственная за участок дороги, на котором произошло ДТП». Хотя в уфимском филиале страховой группы «УРАЛСИБ» сообщили, что подобных случаев в их практике пока не встречалось.
Нам же остается только надеяться, что на улицах Уфы будут появляться только те «лежачие полицейские», которые соответствуют нормам ГОСТа и по размерам своим призваны делать дороги более безопасными, а не бить автомобили почем зря.