Агентство «Автостат» опубликовало любопытную статистику, которая иллюстрирует ветхость российского автопарка. Всего в России на учете стоит 34,4 миллиона автомобилей, 19,6 миллиона из которых имеют возраст старше десяти лет – 57% автопарка. Средний возраст автомобиля в России в полтора раза выше, чем в Европе и США – 12 лет против 8,5 лет. Не стоит забывать и про качество «старья».
К примеру, в Европе автомобиль среднестатистического возраста 8,5 лет – это машина с АБС, минимум двумя подушками безопасности, удовлетворяющая нормам Евро3 и набирающая четыре звезды в рейтинге EuroNCAP. В России автомобиль среднего возраста – это Lada, «москвич», УАЗ или «Волга» без подушек безопасности, без АБС, не удовлетворяющая ни одним нормам Euro и претендующая на статус «капсулы смерти».
В исследовании «Автостат» выявил и долю старых машин для отдельных марок. Разумеется, близка к 100 процентам она у «динозавров» вроде «москвича» (99,3%), ЗАЗа (97,7%), ЛУАЗа (99,9%), высока у ГАЗа (73%) и УАЗа (70%). У АвтоВАЗа эта доля меньше (60%), однако, учитывая массовость производителя, именно Lada является лидером по числу автомобилей старше десяти лет – 9,11 миллиона штук или 46% от общего количества автохлама в России.
Автопарки многих иностранных брендов не моложе. В лидерах – Isuzu (91%), Audi (79%), Saab (77%), Alfa Romeo (75%), Daihatsu (69%), Rover (67%), Volkswagen (66,5%) и Mercedes-Benz (65,1%), Toyota (59%). В абсолютном выражении больше всего старых автомобилей из иностранцев как раз у «Тойоты» – 2,73 миллиона. И тем не менее если Россия и является автомобильной свалкой, то в большей степени «виноваты» старые «Лады» и «Волги», чем иномарки – импорт подержанных машин старше семи лет последние годы был почти нулевым.
Совсем плохи дела с коммерческим транспортом – 80% грузовиков и фургонов имеют возраст старше десяти лет.
Чем плох потрепанный автопарк? Во-первых, чем старше машина, тем больший вред она наносит окружающей среде. В России это обстоятельство усугубляется изначальной неэкологичностью машин, выпущенных в 90-е годы и раньше. К примеру, за год эксплуатации полностью отрегулированный автомобиль, удовлетворяющий нормам Euro I, выбрасывает в атмосферу 82 килограмма угарного газа (СО). Если же он удовлетворяет нормам Euro V – лишь 15 килограммов. Помножьте разницу в 67 килограммов, допустим, на 20 миллионов старых машин, и вы будете поражены: ежегодно в воздух России выбрасываются лишние 1,34 миллиона тонн ядовитого газа, который концентрируется в атмосфере больших городов и медленно, но верно убивает нас.
А сколько лишнего парникового газа СО2, канцерогенной окиси азота, несгоревших углеводоров? И результаты нашего примера немного приукрашены: подавляющее большинство старых машин в России не удовлетворяют даже нормам Euro I. Они гадят, как сотня современных иномарок.
Во-вторых, автомобили прошлых лет имеют худшую безопасность, как активную, так и пассивную. Издание «Авторевю» в свое время проводило краш-тесты отечественных машин, и вазовская «классика» набрала ноль баллов, ИЖ-Ода – два балла (не путать со звездами EuroNCAP – в обоих случаях результат соответствует нулю звезд). Конечно, современные бюджетные автомобили тоже не эталоны безопасности, но все-таки на порядок лучше машин 10-20-летней давности.
Наконец, старые авто более прожорливы. Представьте, к примеру, что за счет обновления автопарка средний расход топлива снизился всего на 2%. В масштабах страны это обернулось бы экономией миллиона тонн топлива в год, а розничная цена такого количества «горючки» – 20 миллиардов рублей.
В следующем году правительство России планирует внедрить программу компенсаций для тех, кто сдает в утиль старый автомобиль (старше 10 лет). По замыслу, его владелец получит сертификат на 50 тысяч рублей, который можно использовать на покупку нового автомобиля отечественного производства. Правда, пока бюджет операции – 10 миллиардов рублей, поэтому их хватит на 200 тысяч автомобилей, что составляет около 1% от общего количества российских автораритетов.
«10 миллиардов рублей – это очень мало, ведь даже в условиях кризиса это составляет менее 20% от рынка новых машин, – говорит глава транспортного департамента Минпромторга Алексей Рахманов. – Однако выделять большие суммы, на наш взгляд, пока нецелесообразно. 200 тысяч автовладельцев – это как раз и есть то количество россиян, которое, по нашим прогнозам, захотят воспользоваться этой программой. Далеко не все готовы отдать свой старый автомобиль даже с учетом компенсации».
Другой проблемой на пути к утилизации старых машин является отсутствие соответствующей инфраструктуры, и расходы на ее создание могут превысить сумму компенсации.
Фото: Фото с сайта Аasport.ru