По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, за последние полгода пессимизм россиян по поводу покупки нового автомобиля уступает место более позитивным настроям. Нашемарки нехотя теряют популярность и удерживают крепкие позиции в местностях, отдаленных от крупных городов. Иномарки по-прежнему популярны в крупных городах и у молодежи.
Доля опрошенных, не планирующих покупать автомобиль в обозримом будущем, снизилась с 85% до 78%. Это даже ниже, чем в августе 2006 года, в период бурного роста авторынка. При этом количество россиян, наметивших покупку на ближайший год с февраля, выросло аж в два раза – с 3 до 6%.
Помимо количественного изменения, есть и качественные. В начале года россияне явно находились в смятении и даже те, кто планировал купить автомобиль, далеко не всегда представляли какой именно и за счет каких средств.
В феврале треть опрошенных колебалось между отечественным и импортным, новым и подержанным, тогда как сейчас такими сомнениями терзается лишь одна шестая. В полтора раза снизилось количество людей, не представлявших, откуда именно они возьмут деньги. Другими словами, сегодняшние потенциальные покупатели подходят к делу более прагматично и конкретно, чем в начале года.
«То, что нижняя точка кризиса пройдена, это чувствуется, – говорит менеджер автосалона «Автодвор Марина Ненашева. – План мы выполняем, в принципе ни одна модель не стоит, спрос есть на все, некоторые даже кончаются. АвтоВАЗ стоит, склады постепенно пустеют. Нехватка коснулась таких популярных моделей, как «Калина» и «Приора», их то и спрашивают чаще всего».
Интересно, что с начала года резко возросла доля людей, желающих приобрести автомобиль за наличный расчет, тогда как любителей кредитных денег осталось примерно столько же. С 6% до 10% увеличилось число тех, кто планирует взять в долг у родственников. Видимо, сегодня россияне оценивают экономическую ситуацию в стране более позитивно и хотя бы мысленно разрешают себе покупку автомобиля.
Какие машины планируют брать россияне? Самое заметное изменение с начала года – смещение баланса в пользу новых отечественных автомобилей: с 12 до 22%.Наверняка, свою роль в этом сыграла программа субсидированного кредитования, ставшая не столько выгодным способом покупки, сколько хорошей рекламой отечественному автопрому. При этом важно подчеркнуть, что февраль характеризовался резким падением интереса к нашемаркам, и на этот период приходился локальный минимум. Если же брать более длительную перспективу, то интерес к российским машинам понемногу угасает: в 2006 году приобрести их планировали 35% россиян, теперь – те самые 22%. Примерно в той же пропорции снизилось число желающих обзавестись подержанной нашемаркой (старше трех лет), тогда как приверженцы иномарок привлекли в свои ряды ровно половину потенциальных покупателей (в 2006 году таковых было 39%).
«На рынке подержанных автомобилей, после практически полной стагнации, наметился маленький такой сдвиг, буквально чуть-чуть, но и он уже заметен и поэтому можно говорить о том, что кризис преодолен, – делится информацией менеджер Центра подержанных автомобилей Константин Добровольский. – Причем чаще и охотнее берут свежие иномарки. Это такой покупательский маркетинг: таким образом они снижают цену полюбившейся иномарки на 20-25 %. То есть как альтернативу новой, но со скидкой получается. А вообще сейчас уровень продаж примерно такой, как в 2004 году».
Кстати, данные ВЦИОМ подтверждаются статистикой авторынка. Если в 2006 году отечественные марки занимали 37% рынка, то в 2008 их доля упала до 22%. При этом за первые семь месяцев 2009 года доля отечественных машин выросла до 30%, так что на стык 2008 и 2009 годов приходился не только «психологический минимум» отечественного автопрома, но и реальный.
Аудитория любителей импортных и отечественных машин достаточно существенно разнится. Молодые, обеспеченные люди, а также жители крупных городов явно предпочитают иномарки, причем чем крупнее город, тем больше процент любителей новых ино.
«С продажами «Рено Логан» сейчас мы испытываем не то чтобы трудности, но дефицит и нехватку, настолько они стали популярны, – констатирует руководитель отдела продаж «Центра Рено» Наталья Январева. – Вообще активность покупателей заметно повысилась. Но характерно вот что: если раньше покупки были чаще всего спонтанные, то сейчас потребитель стал более вдумчиво подходить к выбору авто, считают каждый рубль, взвешивают свои возможности по выплате кредита. Естественно, это прибавляет нам работы – объяснить, убедить, показать все возможности автомобиля».
Приверженцы отечественных машин – это в основном люди средних лет, жители села и с граждане, с доходом средним или ниже среднего. Другими словами, нашемарки выезжают в основном за счет провинции, где еще недостаточно высокие доходы и не развит официальный сервис, а также благодаря бывшим советским гражданам, которые привыкли считать нашемарки более доступными и беспроблемными машинами, чем иномарки. Любители подержанных отечественных машин – это в основном селяне и пенсионеры, что объясняется невысокими доходами указанных категорий.
«Вопрос цены сейчас, безусловно играет решающую роль в выборе той или иной модели автомобиля и его комплектации, – рассказывает руководитель отдела продаж «Центра Пежо» Нияз Гибадуллин. – Клиентам психологически важно, чтобы им предоставили скидку. Учитывая то, что сейчас наценка при продаже авто составляет всего 5%, нам приходится решать такие вопросы различными маркетинговыми мероприятиями. Практически сейчас бренды конкурируют скидками. По крайней мере, создается такое впечатление».