Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) составила рейтинг стран с наиболее опасными дорогами в мире, и Россия вошла в первую десятку наряду с Индией, Китаем, Бразилией, Ираном, Мексикой, Индонезией, Южной Африкой, Египтом и США. Первые два места остались за Индией и Китаем, а в сумме десять перечисленных стан обеспечивают 62% все зарегистрированных смертей в мире.
Однако результаты в абсолютном выражении не вполне корректны, ведь речь идет о странах разной населенности. И если пересчитать количество смертей в ДТП, приходящееся на миллион жителей, то картина получается совсем печальная: для КНР этот показатель – 73, для Индии – 93, для России – 211! Другими словами, из крупных стран риск погибнуть в ДТП выше именно у нас. Правда, есть и другие лидеры по удельным показателям: это Эритрея (480), острова Кука (450), Египет (416) и Ливия (405).
Всего ежегодно в мире гибнет порядка 1,2 миллиона человек, то есть два человека в минуту. Пока вы читаете эту новость, погибнет четверо...
Журналист, член Союза писателей России Юрий Гейко, в своей передаче на авторадио выразил мнение, что дело совсем не в дорогах.
«И ученые, и психологи свидетельствуют – наоборот: чем хуже дорога, тем на ней аварий меньше, – говорит Юрий Гейко. – Потому что у человека есть инстинкт самосохранения: он едет внимательнее и тише. Да и машину жалко. Самые страшные и массовые аварии как раз происходят на скоростных магистралях. Убежден, что, имея нынешние дороги, Россия может стать самой “низкоаварийной” страной мира. Просто для этого все эти десятилетия практически ничего не делалось, поскольку цена человеческой жизни в России во все времена – копейки».
Исследования ВОЗ выявили еще один интересный факт. Многие думают, что чем выше автомобилизация страны, тем больше аварийность и смертность, ведь транспортные потоки становятся интенсивней, места для маневров меньше.
Однако в реальности именно страны с высочайшим уровнем автомобилизации, вроде Германии и Японии, отличаются низким уровнем смертности на дорогах, и наоборот, в десятке самых «убийственных» государств, за исключением США, – сплошь страны с низким, но быстрорастущим уровнем автомобилизации. В этом и кроется объяснение этого парадокса: территории с высоким уровнем автомобилизации давным-давно поставили в приоритетные задачи государства обеспечения качество транспортной инфраструктуры, обучения водителей и самих автомобилей.
Молодые автомобильные державы, вроде Китая и России, живут наследием старых времен и не готовы к шквальному росту автопарка стран. Не готовы как материально (отсутствуют знаки, разметка, широкие дороги, виадуки, мосты), так и ментально. На западе культура поведения на дороге вдалбливается в головы с детства, также как у нас привычка мыть руки перед едой или не показывать на посторонних пальцем. У нас же пешеходы не знакомы с правилами вообще, а большинство водителей воспринимает их скорее как рекомендацию. Сказывается и более злое, настороженное отношение друг к другу вообще.
В Европе, к примеру, пешеходы часто махнут рукой водителю, их пропустившему, у нас же считают это само собой разумеющимся. Наконец, сотрудники дорожной инспекции в европейских странах имеют прямую задачу обеспечивать безопасность движения, а не план сборов по штрафам.
«У нас очень слабо развита культура безопасного поведения на дорогах, – говорит начальник пресс-службы ГУ МЧС Андрей Родыгин. – Второе, это дороги, то есть их состояние, ширина, развязки. И если со вторым как-то уже борются, то есть строят дороги, развязки, производят ремонт, исследования уровня аварийности на различных участках и принимают госпрограммы развития сети дорог, то воспитание культуры, я считаю, идет недостаточно. Ее необходимо развивать с детства, а взрослое поколение как раз этого воспитания и не получило.
Сейчас самый активный возраст у родившихся во времена перестройки. Как раз тогда и не до воспитания было. Это сейчас и мы, и милиция, и школы уделяем безопасности жизнедеятельности особое внимание, пусть не до последних классов, но есть уроки ОБЖ. Раньше такого не было.
Что касается непосредственно нашей работы по спасению попавших в ДТП водителей, то прекрасным примером «как надо» может служить трасса М-7, которая включена в единую систему 112. То есть при возникновении несчастного случая, можно набрать телефонный номер 112 и сообщить во все необходимые службы о происшествии. Помощь последует незамедлительно».
Быть может, главная проблема российской организации движения – полная безнаказанность. Никто не несет личной ответственности за яму на дороге, оставленный колодезный люк, пробки, неправильно установленные знаки, разросшиеся деревья. Да и ответственность водителей сравнительно мягкая: например, если в результате ДТП вы переломаете пешеходу ноги, то в большинстве случаев отделаетесь штрафом и лишением прав (если пострадавший не наймет хороших юристов, которые вытрясут с вас «моралку»). Наказание за ДТП, в которых гибнут люди, также при умелом манипулировании фактами ограничиваются условными приговорами, а максимальные сроки в семь или девять лет лишения свободы назначаются весьма редко.
В России за первые семь месяцев текущего года погибло 13 058 человек, что ниже показателя прошлого года на 12%. В Республике Башкортостан число погибших снизилось на одну пятую до 260 человек, число раненых в ДТП – на 1,7% до 3098. Однако, учитывая масштаб проблемы, эти проценты хоть и важны, но радикально картины не меняют.