В России складывается поистине уникальная картина. Сегодня за сумму 700-800 тысяч рублей вы можете купить маленький автомобиль B-класса, где задние пассажиры сидят с подогнутыми коленями, а в багажник вмещается одна полноразмерная сумка. Или можете стать владельцем полноразмерного пятиметрового седана с кучей опций и достаточно мощным мотором. Подчеркнем, что речь идет о машинах примерно одного уровня качества и технологий.
Вот свежий пример – Nissan начал поставки в автосалоны страны cеданов E-класса Teana, сделанных на заводе под Питером, цена которого снижена на 93 тысячи рублей. Теперь Teana стоит от 892 тысяч рублей, причем базовая комплектация достойная: 2,5-литровый мотор (182 л.с.), автоматическая коробка (вариатор), четыре подушки безопасности, двухзонный климат-контроль, аудиосистема и ряд других опций.
А вот другой пример – обновленная Toyota Yaris стоит от 705 тысяч рублей, имея даже худшую оснащенность, чем Teana (например, у «Яриса» кондиционер вместо «климата»). А еще у «Яриса» 1,3-литровый мотор неудобной мощности в 101 л.с. и механическая коробка передач. Yaris, укомплектованный примерно до уровня Teana, стоит 833 тысячи, то есть почти сравним с ней по цене!
И дело не в жадности Toyota. К примеру, Camry российской сборки стоит еще дешевле – от 853 тысяч рублей. А вот другая иллюстрация – Ford Fiesta стоит от 582 тысяч рублей. До «Яриса» далеко, но и комплектация у «Фиеста» бедная – нет даже кондиционера.
«Может быть у большинства наших людей и есть такая черта – купить что подешевле, но уверяю вас, если у человека есть миллион, и он выбирает машину, то в сторону «Яриса» даже и не посмотрит, а будет выбирать из более солидных моделей, – говорит старший менеджер автоцентра «Ниссан» Алена Незванцева. – Вообще, сравнивать такие разные авто очень сложно. Тут и ценообразование другое, и предназначены эти модели для совершенно разных людей. Ну, а выбор, он всегда от человека зависит.
Вообще, такого быть не должно. В маркетологии давно выработаны примерные пропорции для цены автомобилей разных классов. Они могут меняться от рынка к рынку, но в целом хетчи класса «Ярис» стоят примерно в два раза дешевле, чем полноразмерные седаны, вроде «Теаны».
Отчасти завышенная цена объясняется высоким курсом евро и доллара, отчасти – возросшими таможенными пошлинами: Camry и Teana российской сборки имеют в этом смысле некоторое преимущество.
При этом стоимость В-классников в России никогда не была низкой, и в большинстве случаев они стоили на уровне автомобилей гольф-класса (если не брать бюджетные модели, вроде Renault Logan). Просто в кризис ценовой парадокс разросся до абсурдных масштабов. Сказывается и позиционирование: современные городские машинки – это не просто компактные табакерки, но вполне взрослые автомобили серьезного технологического уровня. В Европе такая политика срабатывает – места мало, экологи зверствуют. А в России...
В России подавляющее большинство продаж в B-классе всегда приходилось на продукцию АвтоВАЗа – «Калины», «Самары», «жигули». Теперь, судя по всему, ситуация будет еще хуже: невозможно представить себе покупателя Toyota Yaris за 800 тысяч. Ну, разве что это будет жена олигарха, только что получившая права...
«Ярис» покупают больше девушки, им просто нравится этот автомобиль, – говорит старший менеджер «Toyota Центр» Станислав Александров. – Кстати, они сейчас обновленные и стали еще более привлекательны, думаю, что они вполне конкурентоспособны. Что же касается цен, то Camry российской сборки потому и дешевая, что не привезена из-за границы, а сделана у нас. Ценообразование в этом случае совершенно по-другому складывается».