Проект компенсационных выплат россиянам, сдавшим в утиль старый автомобиль, обретает реальные черты, и схема должна заработать в начале 2010 года. Рабочая группа Минпромторга одобрила основные принципы внедрения в России единой системы утилизации старых автомобилей.
Итак, условия такие: если вы владеете автомобилем в возрасте не менее десяти лет (то бишь старше 2000 года выпуска), можете сдать его на утилизацию и получить ваучер на 50 тысяч рублей, который можно использовать при покупке нового автомобиля российской сборки (включая иностранные бренды). Утилизировать будут как отечественные раритеты, так и импортные. Однако владеть старой машиной вы должны не менее одного года – это сделано, чтобы исключить скупку автохлама предприимчивыми людьми. Конечно, кто-то может заняться этим уже сейчас, однако дело хлопотно. Ведь за бесценок обычно отдают машины не на ходу, а для участия в программе придется снимать машину с учета и ставить заново на нового владельца. Тем более пока неясно, можно ли будет суммировать бонусы от нескольких ваучеров.
«Это не наша проблема, мы занимаемся такими бывшими машинами только документально, то есть списываем их, вычеркиваем из списка эксплуатируемых автомобилей, – говорит сотрудник отдела пропаганды ГИБДД Сергей Федин. – Что происходит со списанными автомобилями потом, личное дело бывших владельцев. ГИБДД занимается безопасностью дорожного движения, а такие стоящие во дворах колымаги на безопасность никак не влияют. Скорее, это проблема экологов. Кстати, хочу заметить, что сейчас люди активно избавляются не только от старых «недвижимых» авто, но и от вполне работоспособных, даже от тех, что продали по генеральной доверенности. Платить налоги и штрафы никому не хочется».
Помимо стимуляции спроса на автомобили, правительство надеется таким образом обновить автопарк страны. «Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей, около 50% парка старше десяти лет. Запуск «пилотного проекта» позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а, с другой, стимулировать обновление автопарка», – пояснил директор Департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.
Правда, остается еще много нерешенных вопросов. Во-первых, неясен бюджет, который выделит государство на проект. В настоящий момент количество старых машин в России катастрофически велико: по данным агентства «Автостат», это 18,43 миллиона машин или без малого 50% автопарка страны. Если утилизировать хотя бы пятую часть, понадобится 184 миллиарда рублей! Для сравнения: на программу льготного кредитования выделили всего два миллиарда рублей в год.
Абсолютно неясно, каким именно образом будут утилизироваться старые машины. В Германии, в частности, аналогичный проект сработал во многом благодаря отработанной схеме утилизации автомобилей, которая предполагает вторичное использование многих материалов. Кроме того, даже в законопослушной Германии появились мошенники, перепродающие якобы утилизированные машины на вторичном рынке (в основном за границу), а уж в России такой бизнес может и вовсе разрастись подобно сорняку.
Пока также непонятно, насколько «ликвидным» будет ваучер. Не понадобится ли для его реализации множество дополнительных справок. Например, что действительно сдали автомобиль, что вы заплатили все сопутствующие налоги и так далее. Короче, есть опасность бюрократизации процесса до такой степени, что выгоднее будет продать рухлядь за 30 тысяч, а остаток заработать.
Кто конкретно будет заниматься процессом утилизации автомобилей, пока неясно. Работники городского муниципалитета тоже разводят руками: «Знали бы, куда можно сдать эти авто, то сдавали бы» - говорят чиновники. По мнению городских властей, все проблемы с этим металлоломом решает сам частник, бывший владелец. Самое простое решение – сдать авто в металлолом. Правда, и оно не всем подходит – порой стоимость перевозки превышает цену металлолома. Поэтому и пылятся старые авто во дворах.
Очевидно, что в первую очередь предложение заинтересует владельцев машин не на ходу, гниющих по дворам и гаражам. К сожалению, пока ничего не говорится о том, кто будет нести расходы по доставке металлолома до места утилизации – скорее всего, сам владелец. Ничего не говорится и о точных сроках внедрения программы – скорее всего, это будет начало 2010 года.
«Сейчас вопрос утилизации прорабатывается, – успокоил нас сотрудник отдела коммуникационных технологий Минпромторга. – Возможно, что будут созданы специальные разборочные пункты, или же процесс приема старых машин начнется с дилерских центров. В любом случае мы официально сообщим об этом после принятия всей программы».
Судя по всему, на начальном этапе проект будет работать лишь в ряде крупных городов России, однако со временем его обещают распространить практически на всю территорию страны.