Федеральная служба страхового надзора (ФССН) опубликовала список страховых компаний, на которые пришлось наибольшее число жалоб клиентов в первом полугодии 2009 года (См. таблицу).
Правда, абсолютным мерилом ненадежности страховщиков его назвать нельзя. Общее количество неудовлетворенных и обманутых клиентов значительно больше цифр, приведенных в таблице, и не факт, что именно указанные страховщики действительно являются худшими в России. К тому же, правильнее сравнивать отношение количества жалоб к числу клиентов, поскольку в списке фигурируют разномасштабные компании.
Однако принять к сведению информацию главного надзорного органа страховщиков стоит.
«Несомненно, количество жалоб необходимо соотносить с «портфелем», то есть общим количеством клиентов той, или иной страховой компании, – говорит заместитель генерального директора страховой компании «Адонис» Сергей Киселев. – Хотя сами эти списки – явление положительное. Оно дает людям возможность выбора. Получается, что ФССН занимается отсевом неблагонадежных компаний. Хотя, повторюсь, тут необходимо брать в расчет величину компании. Вообще, причины появления жалоб многочисленны и разнообразны. Но чем больше договоров, тем больше недовольных. Задержки выплат, недостаточность выплат, по мнению клиента, бывает и человек сам виноват, но все равно идет жаловаться. Для того, чтобы не возникало таких ситуаций, страховые компании должны вести взвешенную, продуманную политику, быть более консервативны в вопросе отношений со страховыми посредниками. Тогда и не будет возникать таких ситуаций, когда ввиду отсутствия средств и поступлений, как, например, сейчас, во время кризиса, компаниям приходится изворачиваться и придумывать различные предлоги для того, чтобы потратить на страховые выплаты минимум».
По результатам проверок у четырех компаний («Гранит», «Корона», «Генеральный страховой альянс», «Дженерал Резерв») отозвана лицензия.
С началом кризиса на наш сайт все чаще стали обращаться автомобилисты со «страховыми проблемами» – хоть отдельную рубрику заводи. Возникает вопрос – может быть, страховой бизнес нерентабелен, вот страховые и выживают, как могут? Однако, по данным ФССН, за первый квартал 2009 года страховщики собрали премий по ОСАГО на 16,7 миллиарда рублей, выплатили – 11,2 миллиарда (67%). По добровольному страхованию имущества, в том числе автомобилей по КАСКО, разница еще больше – получили 64,9 миллиарда, выплатили – 33,4 миллиарда (51%). А в целом по добровольному страхованию выплаты составляют лишь 42% от суммы взносов. Подобный отчет – на сайте ФССН.
Поэтому возмущение автовладельцев можно понять – отдав 30-50 тысяч за страховку КАСКО крайне обидно, когда страховая извивается ужом, чтобы не выплачивать в разы меньшую сумму.
Но повлиять на ситуацию в наших силах, только действовать надо сообща. Не ленитесь консультироваться с юристами, подавать на страховые компании в суд, жаловаться в ФССН.
Кстати, ФССН планирует публиковать подобные отчеты каждые полгода, и вы можете оказать помощь, подав жалобу на страховую компанию, которая не выполнила свои обязательства или затянула с выплатой.
Иногда помочь с выплатой могут автодилеры, многие из которых имеют налаженные связи (официальные и личные) со страховыми компаниями. Вы также можете обратиться в прокуратуру, в вопиющих случаях – в правительство области.
Если вы чем-то недовольны – не держите в себе. Будьте педантичны при сборе документов, настойчивы в общении со страховщиками, и главное – не опускайте рук. Помимо страховой выплаты вы получите моральное удовлетворение за вклад в становление цивилизованного рынка автострахования в России.
Список страховых компаний с максимальным количеством жалоб в ФССН