После восторженных новостей о покупке Сбербанком доли в Opel AG возник вопрос – а что будет в Volga Siber? Ведь если ГАЗ начнет лихой роман с немецким производителем, Siber может стать бедной падчерицей.
«Группа ГАЗ» информацию о закрытии проекта пока опровергает, однако делает это в довольно-таки неконкретной форме: президент ОАО ГАЗ Николай Пугин заявил, что технологические возможности завода Chrysler позволяют наладить одновременный выпуск нескольких разноплатформенных моделей.
Итак, возможность оставить «Сайбер» в строю есть, но есть ли в этом смысл? Ведь Siber, по сути дела, оказался совершенно не нужен авторынку – с прошлой осени, когда стартовало производство, продано менее тысячи машин, а с марта завод вообще «встал» – нет спроса.
При этом формально машина довольно привлекательная: сегодня при прайсовой цене 487 тысяч рублей Siber предлагает базовую комплектацию с АБС, кондиционером, мотором 2,4 литра (143 л.с.), «автоматом», двумя подушками безопасности. Получается идеальный автомобиль для россиянина: вместительный (D-класс), с большим багажником, комфортной подвеской, сравнительно мощным мотором. А за 557 тысяч рублей можно купить Siber с кожаным салоном, электрорегулировкой водительских сидений, легкосплавными дисками и другими атрибутами машины с намеком на шик.
Там почему же россияне его игнорируют? Причин несколько, и дело не только в кризисе. Приведенные цены актуальны сейчас, но осенью Siber стоил примерно на 100 тысяч рублей дороже: минимальная версия с «автоматом» обходилась в 590 тысяч рублей. Разумеется, такой подход отпугнул россиян: за почти 600 тысяч можно было взять «нормальную» иномарку с известной статистикой надежности. Продажи не пошли, и главное – было упущено время: если бы появились первые отзывы довольных сайбероводов, продажам помогла бы репутация машины, а так кто захочет ставить на темную лошадку?
Но даже и после снижения цены Siber не нашел свое место на рынке. Напротив, он попал как бы межу нишами. С одной стороны, он существенно дороже «Волги», которая при всей ее архаичности предлагала беспрецедентное соотношение вместительности к цене. А до полноценных иномарок Siber не дотягивает ни по имиджу, ни по ходовых качествам, ни по прогнозируемой надежности.
Ведь в его основе – Chrysler Sebring, платформа которого была разработана еще в середине 90-х. Отсюда и низкая форсировка мотора, и медлительный четырехступенчатый «автомат», и аморфные повадки на дороге. Если Renault Logan при цене в районе 300-400 тысяч подобные недочеты еще прощают, то от автомобиля следующей ценовой категории ждут гораздо большего.
В том числе из-за провала проекта Siber «Группа ГАЗ» оказалась в долговой яме, и бывшие партнеры вереницей потянулись в суд: 402 миллиона рублей пытается отсудить металлургический завод имени Серова, 271 миллион – «Уральская сталь», 59 миллионов – шинный завод «Белшина», 43 миллиона – металлургический завод «Красный октябрь», а еще 100 миллионов рублей ГАЗ должен за рекламную компанию «Сайбера». Причем кредиторы полны оптимизма: Магнитогорский металлургический комбинат уже выбил из «Группы ГАЗ» 1,23 миллиарда рублей.
В таких условиях нужно стрелять на поражение, выпуская модель, которая бы приносила прибыль немедленно, без раскачки. Нужна модель, от которой у россиян перехватит дыхание, как в свое время от Ford Focus II за 300 с небольшим тысяч рублей.
Очевидно, что проект Siber на роль такого автомобиля не тянет, а в его техническое совершенствование и раскрутку нужно еще вкладывать и вкладывать, прежде чем курица начнет нести золотые яйца. Да и начнет ли? Ведь конкурентов прибывает: так, Skoda организует в Россию производство одной модели за другой, а чешские машины не менее вместительны, чем «сайберы», но технически превосходят его на порядок.
Вероятно, Siber попробуют поддержать с помощью госзаказов, однако в целом его перспективы туманны – пока более вероятным выглядит вариант остановки производства. И основная причина неудачи – в отсутствии грамотной маркетологии: неудачная модель по неудачной цене в неудачное время.
«Тут больше вопрос психологии возникает, ведь машина то сама по себе очень даже приличная, – говорит менеджер салона «Аквилон ГАЗ» Рустем Сибгатуллин. – Если бы Siber стояла в салоне американских авто, то спрос на нее был бы гораздо больше. У тут ходит покупатель вокруг, думает, видит шильдик «Волга» и возникают у него ассоциации с отечественной «Волгой». Даже вопросы соответствующие задают. Про кузов, про ходовую. Боятся купить. Кроме того, у дилеров пока еще существуют проблемы с запчастями. Ждать нужной можно и три недели. Кому это понравится? Ну и непродуманность некоторых мелочей портят общее впечатление. Например, противотуманки быстро выгорают, обшивка салона очень дешевая, сплошной пластик. Про обивку багажного отделения вообще молчу – ее делают непосредственно на заводе ГАЗ, и она держится на честном слове. Тыкает клиент пальцем в нее, а она болтается. Разве такие мелочи можно упускать? В результате всего этого получается некоторое недоверие к машине и ее качеству. Думаю, что выход есть – снижение цен на Siber».
Возникает вопрос: а что изменится с появлением лицензии на выпуск Opel? Те же люди, те же подходы... Не получится ли как в басне: а вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь?
Дай бог, чтобы квартет Сбербанк, Magna, Opel, ГАЗ все-таки заиграл.
Фото: Фото производителя